Харьковская муниципальная галерея на две недели вернулась к соцреализму. На стенах – портреты Владимира Ленина в разных ипостасях. Это попытка идентифицировать образ современной власти через культовую фигуру вождя.

Идея проекта «Мавзолейный ренессанс» родилась в Одессе. Куратор выставки Дмитрий Банников вместе с молодыми художниками экспериментального центра современного искусств «Чайная фабрика» попытались по-своему переосмыслить личность Владимира Ленина и революционные события. Основами картин стали работы соцреалистических художников 1960-1980-х годов.

– Для них Ленин был отцом-кормильцем. В угоду идеологии они продавали свой талант, штамповали работы, но при этом хорошо жили, – рассказывает один из организаторов проекта художница Мария Гончар.

Революция начинается в интернете


Картины для выставки доставали из старых заброшенных складов, реставрировали, поскольку многие из них были с прорехами, осыпались. Работы грунтовали, покрывали лаком, а сверху наносили уже свое видение тех или иных событий.

Одна из работ дополнена видео-артом. На ней Мария Гончар создала нетипичный для Ленина образ – не вождя пролетариата, а типичного мужчины. Он сидит за столом перед раскрытой книгой, а его портрет сверху исписан отрывком из письма от Инессы Арманд, присланного из Парижа.

– Везде мы рассматриваем его как асексуальный символ революции. Видео-арт, наложенный на картину, символизирует воспоминания Ленина. Существует мнение, что если бы у него была нормально устроенная личная жизнь, то не произошло бы сублимации и дальнейшей революции, – объясняет Мария.

В другой работе художница развивает тему современных информационных войн. Картина представляет собой фон компьютерного монитора, «рабочий стол» которого густо усеян поверх портрета вождя ярлыками социальных сетей.

– Одной из приоритетных задач большевиков был захват телеграфа и почты, чтобы обеспечить связь и коммуникацию. Сейчас революция осуществляется в Интернете благодаря различным соцсетям, – рассуждает Мария.

Художники просят захоронить вождя


На картине Юлианны Алимовой Владимир Ильич представлен джедаем со световым мечом в руках. Здесь он символизирует некоего всесильного космического человека. Таким художественным решением автор показывает то, чего он смог достичь, будучи обычным человеком.

В Одессе, где впервые показали мавзолейно-ленинскую тематику, Дмитрий Банников организовал специальную акцию по сбору подписей, которые он приложил к письму российскому президенту Владимиру Путину с просьбой провести захоронение тела Владимира Ленина.

– На сегодня уже утерян первоначальный смысл мавзолея. Сейчас это воспринимается как какой-то Диснейленд, тем более сам Ленин хотел быть погребенным, – говорит художница Ольга Ланник.

Культуролог Андрей Корнев уверен, вопрос заключается не только в личности Владимира Ленина.

– Сегодня по-прежнему в отношении к тиранам разница только в двух буквах – губить или любить. И это не меняется. Это будет всегда актуально, – говорит Андрей.

Муниципальная галерея связана с Лениным невидимыми узами


По словам директора «муниципалки» Татьяны Тумасьян, подобной выставки в галерее еще не было.

– Шестнадцать лет назад, до того как в этом здании стала размещаться муниципальная галерея, здесь был музей советского писателя Николая Островского, так что шестнадцать лет назад что-то связанное с Владимиром Ильичем здесь все же было, – улыбается галерейщица.

Проект стартовал в июле этого года в Одессе в галерее «Сады Победы», после чего прошел в киевской галерее «Я-Гретера». Харьков – последний город в Украине, который увидит ленинскую мавзолейную тему. В планах организаторов познакомить с выставкой ближнее зарубежье.