В галерее «Искусство Слобожанщины» проходит выставка иранского скульптора Фаршида Элишаи Сайяда (Джозефа) «Ожившие мифы Персии».

Для большинства харьковчан знакомство с мифологией ограничивается легендами Древней Греции и Рима. Некоторые еще могут похвастаться знанием ирландских саг и кельтских преданий. И только единицы назовут персонажей египетской, вавилонской, индийской мифологии и уж тем более — персидской.

С легендами и мифами родной страны Джозеф знаком с детства, но идея организовать на их основе выставку возникла у него шесть лет назад.

— Нужно обращаться к прошлому. Именно так мы узнаем, кто мы. Каждый народ должен знать свою мифологию. Без нее не может быть общества, — считает скульптор.

О легендах своей страны он решил рассказать языком искусства — создал 48 различных работ на сюжеты мифологии Персии. Здесь есть лошади, птицы, львы, драконы и многие другие персонажи. В своих работах мастер стремился максимально использовать имеющиеся у него знания по мифологии Персии.

За основу Джозеф взял поэму «Шахнаме» своего любимого иранского поэта Фирдоуси. Для скульптур и барельефов использовал различные материалы — бронзу, дерево, гранит, камень, мрамор и даже кокос, а самый любимый его материал — камень.

— Чем он тверже, тем больше люблю с ним бороться, — признается скульптор.
Для более глубокого понимания своих работ Джозеф снабдил их пояснениями, в которых вкратце рассказал легенду изображенного героя.

Например, «Солнце» (женский символ) и «Луна» (мужской символ) — два рельефа на кокосе. Согласно древнему мифу, Солнце завидовало красоте и белизне Луны. Оно подходило и дотрагивалось до ее лица, поэтому на Луне много пятен.

Несколько раз Джозеф обращается к образу Симорга — царь-птице счастья, вещей птице, которая жила на горе Эльбрус. Он воплощает ее то в виде раскрашенной деревянной скульптуры, то в виде барельефа на вазе, то в виде рельефа на кокосе.

По словам заведующего кафедрой скульптуры Харьковской академии дизайна Александра Ридного, работы Джозефа позволяют воочию увидеть богатство искусства Персии.

— Кроме короткого курса истории искусств, мы больше ничего не знаем о Персии. Картинку видели, а саму идею — откуда что взялось, взаимоотношение персонажей — никто не знает. Мы знаем, что есть такой народ, но что для них Солнце, Огонь, Вода, как они это воспринимают — не имеем представления. Джозеф дал возможность харьковчанам увидеть неизвестную нам культуру, да еще и в таком интересном пластическом решении, со своей философской системой. Я считаю, мы стали богаче, придя на эту выставку, — подытожил Александр Ридный.