Для многотысячного коллектива Южной железной дороги настал торжественный и одновременно очень грустный момент: железнодорожники провожают на работу в Верховную Раду Героя Украины Виктора Остапчука, который стоял у руля стальной магистрали последние 12 лет.

Приход Виктора Остапчука на должность начальника ЮЖД связан с памятным заседанием Совета национальной безопасности и обороны Украины, проходившим в апреле 2000 года под руководством тогдашнего президента страны Леонида Кучмы. На том заседании рассматривалась ситуация, сложившаяся на железнодорожном транспорте, а была она тогда просто плачевной. Объемы перевозок падали, пышным цветом процветал бартер — расчеты с клиентами за перевозки велись натурой, ею же частенько выплачивалась и зарплата работникам. Чтобы переломить ситуацию, глава государства и назначил тогда на пост генерального директора «Укрзалізниці» Георгия Кирпу, который на тот момент руководил Львовской железной дорогой. Известно, что именно Кирпа сумел добиться встречи с президентом страны и в конечном счете этого заседания совета. Тогда же были назначены новые руководители пяти из шести железных дорог Украины. Южную возглавил 45-летний главный инженер дороги Виктор Остапчук.

Команда Кирпы подняла дорогу с колен


Команда Кирпы, неотъемлемой частью которой считает себя Виктор Николаевич, начала поднимать железную дорогу с колен. Благодаря невероятным усилиям и настойчивости гендиректора за короткое время удалось покончить с бартером и вернуть на «железку» цивилизованные денежные отношения. Начали расти зарплаты, у железных дорог вновь появилась возможность вкладывать серьезные инвестиции в развитие отрасли.

Первым знаковым событием начала нынешнего тысячелетия стало открытие ускоренного пассажирского движения между Киевом и крупными городами страны, инициатором которого был Виктор Остапчук. 11 июля 2002 года из Харькова в Киев отправился первый в Украине «Столичный экспресс», который преодолел расстояние между первой и нынешней столицами за пять с лишним часов. Но для того, чтобы этот дневной комфортабельный поезд повез пассажиров, железнодорожникам потребовалось проделать огромную работу по модернизации всей инфраструктуры на почти 500-километровом полигоне. Уже через год опыт «южан» существенно помог их коллегам с других магистралей пустить «Столичные экспрессы» из Киева в Днепропетровск и Львов.

Популярность профессии железнодорожника стремительно выросла


А параллельно велось обновление подвижного состава — вторую жизнь на Южной стали обретать старые вагоны и составы электро- и дизель-поездов. Продолжалась электрификация одного из главных ходов ЮЖД Харьков–Полтава–Гребенка–Киев, начатая еще в 1990-х годах с целью привлечения дополнительных транзитных грузопотоков на дорогу. Именно при Викторе Остапчуке вместе с электрификацией одновременно начали реконструироваться вокзалы как на станциях в областных центрах, так и в райцентрах, небольших поселках и селах. Полным ходом на Южной шло и развитие объектов социальной сферы. Именно в это время распахнул свои двери Центр здоровья женщины на улице Иванова в Харькове, рядом с ДК железнодорожников всего за год вырос суперсовременный Дворец игровых видов спорта (в 2006 году ему присвоили имя Героя Украины Георгия Кирпы), где сегодня проводят свои матчи волейбольная и футзальная команды «Локомотив». Все это, естественно, не могло не отразиться на росте популярности самой стальной магистрали — в железнодорожные вузы и техникумы снова массово пошла молодежь и там резко вырос конкурс.

Начальнику ЮЖД пришлось наверстывать упущенное


Смена власти в 2004 году больно ударила по железной дороге. Трагически ушел из жизни Георгий Кирпа, а Виктор Остапчук летом 2005 года был снят с должности и перешел на работу в Украинскую государственную академию железнодорожного транспорта. Но уже в конце 2005-го его вернули на Южную – на прежнюю должность. И снова вместе с воспитанной им командой управленцев и многотысячной армией рядовых железнодорожников Виктору Николаевичу пришлось наверстывать упущенное (характерный пример: в 2005 году впервые за много лет ЮЖД не сдала ни единого километра электрификации) и продвигать свою родную дорогу дальше – по пути новаций и технического прогресса.

Южная успешно справилась с кризисом


В 2007 году была успешно завершена электрификация направления Харьков–Полтава–Гребенка–Киев, и из нашего города в столицу пошли поезда, ведомые по всему маршруту электровозами. Затем настал черед электрифицировать и другое стратегическое направление Полтава–Кременчуг–Бурты, по которому ныне также на электротяге ходят поезда в направлении черноморских портов. А чуть раньше в Харькове по соседству с вокзалом Харьков-Пассажирский вырос новый терминал Б, принимающий и отправляющий электропоезда северного направления. Мировой экономический кризис, начавшийся осенью 2008 года, привел к снижению объемов перевозок грузов. Чтобы остаться на плаву, «южанам» пришлось привлекать на дорогу другие грузы, а также сосредоточиться на ресурсосберегающих технологиях.

Подготовка к Евро-2012 прошла при активном участии «южан»


Еще одним ключевым этапом в развитии Южной железной дороги стало участие в реализации Государственной программы подготовки и проведения в Украине матчей финальной части чемпионата Европы по футболу 2012 года. На границе с соседней Россией были обновлены все станции и остановочные пункты на участке от Казачьей Лопани до Харькова, на котором была запущена в эксплуатацию система навигации, позволяющая пассажирам в режиме on line получать информацию о том, где находится и когда прибудет на данную станцию конкретная электричка.

Но главным событием для железнодорожников стала подготовка к организации скоростного пассажирского движения поездов «Интерсити+» по маршрутам Киев–Харьков и Киев–Донецк. С вводом в эксплуатацию летнего графика поезда южнокорейского производства «Хюндай Ротем», призванные перевозить пассажиров со скоростью до 160 км/ч, сначала пошли на Харьков, а затем на Донецк. Но еще больше работы пришлось проделать железнодорожникам на участке Полтава–Красноград–Лозовая. Всего за 14 месяцев этот участок протяженностью 176 км был электрифицирован, на нем были построены новые тяговые подстанции, обновлены вокзалы, оборудована и запущена в эксплуатацию современная электронная система управления стрелками и светофорами. Конечно, помогали коллеги, трудившиеся на других железных дорогах, но основная нагрузка в этой фантастической работе легла на плечи «южан». Неузнаваемо изменилась одна из крупных узловых станций ЮЖД Лозовая. Помимо железнодорожных объектов на ней появился и новый закрытый пешеходный мост над путями, оборудованный лифтовыми подъемниками.

Назначен новый начальник ЮЖД


Важным событием в подготовке к скоростному движению стало создание в Харькове фактически нового ремонтно-эксплуатационного депо по обслуживанию электропоездов «Хюндай Ротем» и «Шкода». На месте прежнего цеха по ремонту пассажирских вагонов появилось современное предприятие по подготовке скоростных поездов в рейс, а сами железнодорожники получили комфортные условия для работы.

Опыт и знания Виктора Остапчука нужны стране


Все эти, как и многие другие, добрые дела, осуществленные «южанами» под руководством Виктора Остапчука, а главное, его по-настоящему государственный подход к решению региональных и отраслевых проблем явились причиной выдвижения его кандидатом в депутаты высшего государственного органа — Верховной Рады. Теперь Южной будет очень не хватать своего лидера. Но он верит, что воспитанная им команда продолжит идти по пути дальнейшего развития. А Виктор Остапчук теперь сосредоточится на законотворческой деятельности, где его профессиональные знания и огромный жизненный опыт пригодятся не меньше.