В следующем году народный артист Украины, дирижер, профессор, завкафедрой оперной подготовки Харьковского госуниверситета искусств им. Котляревского Анатолий Калабухин отметит 60-летие педагогической работы и 65 лет, как он не расстается с дирижерской палочкой.

В 2010 г. известный музыкант стал почетным гражданином Харькова.

В детстве о карьере музыканта не мечтал


– Я родился в семье рабочего, – вспоминает Анатолий Васильевич. – Мы жили на окраине Луганска, и в детстве даже намеков на то, что моя жизнь будет связана с музыкой, не было.

До войны Анатолий Калабухин успел проучиться в школе всего три класса.

– Война началась, когда я перешел в 4-й класс: в августе 1942 г. немцы заняли Луганск, – вспоминает Анатолий Васильевич. – Войну я очень хорошо помню. Одно из самых ярких воспоминаний – лютая зима 1942–1943 годов, в 40 метрах от нашего дома упала бомба. Мы с мамой и бабушкой сидели в погребе, а огромные глыбы земли падали на двери погреба и пробивали черепицу крыши нашего дома. Немецкие самолеты устраивали налеты по ночам, и около месяца ночи мы проводили в погребе.

Мамин подарок стал билетом в музыкальное будущее


Когда Анатолию Калабухину исполнилось 12 лет – мама подарила ему на день рождения купленную по случаю мандолину. Тогда мальчишка и не догадывался, насколько изменит его жизнь этот необычный подарок. Время от времени он тренькал знакомые мелодии на одной струне, и тогдашняя его игра ничего особенного не предвещала. Но потом произошло событие, которое дирижер считает самым главным в своей жизни.

– Нет никаких сомнений, что самый значимый поступок в моей жизни, когда в марте 1945 года я пришел в Дом пионеров. Первым моим учителем стал Сергей Васильев. С этого все и началось, – считает маэстро.

Сергей Васильев был известен как руководитель оркестра еще в довоенные годы. Когда 14-летний Анатолий Калабухин пришел записываться в оркестр – Сергея Артемовича удивило то, как быстро он освоил нотную грамоту. А через несколько месяцев в Луганске открылось музыкальное училище, Сергей Васильев стал его директором – он и предложил Анатолию подать документы в училище.

После окончания третьего курса музыканого училища в 1948 году он стал студентом Харьковской консерватории. Сейчас, спустя почти шесть десятилетий, Анатолий Калабухин уверяет, что никогда не пожалел о том, что связал свою жизнь с музыкой. Без музыки он себя не мыслит.

Главное в дирижере – организованность


Еще на третьем курсе консерватории талантливого студента заметили. Главный дирижер Харьковской филармонии Израиль Гусман предложил юноше стать ассистентом дирижера студенческого симфонического оркестра, а главный дирижер Харьковского оперного театра оперы и балета Петр Славинский – работу в оперной студии. Немного позднее, в 1954 году, Анатолий Калабухин впервые встал за дирижерский пульт в ХАТОБе. Ему тогда было всего 24 года.

– Главное в работе дирижера –— организованность, – считает Анатолий Васильевич. – Если дирижер не будет организован – нельзя требовать хорошего исполнения от оркестра.

В театре все происходит «в прямом эфире», поэтому в практике дирижера были разные ситуации, которые требовали мгновенного принятия решений.

– Как-то заведующая режиссерским управлением выписала на исполнение партии в опере Юлия Мейтуса «Молодая гвардия» солистку, которая не должна была в этот день петь, – вспоминает Анатолий Калабухин. – Естественно, артистка на спектакль не пришла, и то, что исполнительницы нет, обнаружили перед началом спектакля. Начали искать выход, и тогда я попросил другую исполнительницу спеть две партии. В течение спектакля она несколько раз переодевалась, гримировалась и справилась с обеими ролями.

В Париже артистов ждал настоящий триумф


Работая в филармонии, дирижер выступал с симфоническими оркестрами Киева, Тбилиси, Алматы, Львова, Днепропетровска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и многих других городов Украины и России, с ведущими хоровыми коллективами Киева, Москвы, Санкт-Петербурга и с солистами мирового уровня. Вместе с артистами Харьковского академического театра оперы и балета не раз выезжал на гастроли в страны Западной Европы, причем первые же заграничные гастроли стали триумфальными. В 1997 году ХАТОБ привез во Францию на фестиваль оперных театров спектакль «Борис Годунов» в постановке Анатолия Калабухина. Яркий спектакль настолько потряс публику, что французские импресарио предложили театру показать оперу в Париже. Через два месяца труппа театра выступила в «Опера де Масси». С последними аккордами зал взорвался овациями. Минут десять парижане аплодировали стоя, у здания театра труппу встретила заполненная людьми площадь, а когда харьковчане ехали в гостиницу – параллельно на автомобилях двигались зрители, приветствуя артистов из окон.

– Такого приема после спектакля я никогда не встречал, – вспоминает Анатолий Васильевич.

Всю жизнь он работал не только дирижером, но и педагогом


– Обе работы дороги мне одинаково. Они совершенно неразделимы, – признается Анатолий Васильевич.

Сразу после окончания вуза он начал преподавать в консерватории. Под его руководством специальность оперных певцов получили больше 300 выпускников Харьковского национального университета искусств.

– И в 50-е годы, и теперь есть и талантливые, и не очень талантливые студенты. Как правило, главное качество талантливых ребят – желание учиться, – говорит маэстро.

На 50-летие работы Анатолия Калабухина в оперном театре сбылась его давняя мечта – он исполнил «Реквием» Верди.

– Когда я работал в филармонии, исполнить эту мессу было невозможно: тогда были совсем другие идеологические требования. В 2003 году я наконец добился своего, моя жена Ирина Яценко пела партию меццо-сопрано, – делится Анатолий Калабухин. – Но я мечтаю исполнить еще целый ряд классических произведений: они того достойны и после войны в Харькове не исполнялись. Среди них, например, симфоническая поэма французского композитора Сезара Франка «Проклятый охотник», Симфонические танцы Грига.

Из досье «ВХ»

В 1952—2009 гг. Анатолий Калабухин дирижирует (с перерывами) в Харьковском театре оперы и балета им. Н. В. Лысенко (с 1952 — ассистент дирижера, с 1954 — дирижер, в 1973—1978 — главный дирижер, в 1991—2009 — дирижер).С 1968 г. по сегодняшний день дирижирует в Харьковской филармонии ( 1968—1973 гг. – главный дирижер симфонического оркестра).
С 1953 г. преподает в харьковской консерватории — институте искусств (ныне университет искусств им. И. П. Котляревского), с 1972 г.— доцент, с 1979 по настоящее время — заведующий кафедрой оперной подготовки, профессор.
В 1989—2009 гг. — председатель Харьковского областного отделения Национального всеукраинского музыкального союза.
В 1976 г. Анатолий Калабухин удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Украинской ССР», в 1991 г. получил звание «Народный артист Украинской ССР».