В Харьковском академическом драмтеатре имени Т. Г. Шевченко отмечают юбилейный, 500-й показ спектакля «Мина Мазайло» – единственной сохранившейся на сегодня постановке в духе Курбаса. Юбилейный показ приурочен к 120-летию автора пьесы Миколы Кулиша.

Современники сохранили дух Курбаса и Кулиша


Работа над спектаклем началась в 1987 году. Тогдашний художественный руководитель театра имени Т. Г. Шевченко и руководитель актерского курса заслуженный артист Украины Александр Беляцкий сделал рискованный шаг: выбрал для дипломной работы своих студентов пьесу Миколы Кулиша «Мина Мазайло». Тогда это выглядело как вызов власти: автор все еще оставался под запретом. А репертуар театра в обязательном порядке утверждался в обкоме партии.

– Возможно, в государственном театре и не разрешили бы эту постановку, но в студенческом не требовалась виза цензурного комитета, – вспоминает сорежиссер спектакля Анатолий Стародуб.

25 марта 1989 года на малой сцене «Березіль» театра имени Т. Г. Шевченко состоялась премьера «Мино Мазайло». Все шестнадцать выпускников театрального института, сыгравшие в ней, вместе со спектаклем «перешли» в театр. Тогда мало кто верил, что спектакль долго протянет, говорили: тема исчерпает себя через два-три года. Но она оказалась живучей и злободневной.

Харьковские «шевченковцы» сыграли спектакль «Мина Мазайло» в пятисотый раз


После премьеры к Анатолию Стародубу подошел бывший «березилевец» Роман Черкашин, в свое время работавший в театре Леся Курбаса.

– Ребята, у меня такое впечатление, что вы видели первоначальный спектакль Курбаса. Все точно как у него! – воскликнул он.

– Любой спектакль в первую очередь держится на том, что в него вложил режиссер. Замес был очень серьезный. Александр Беляцкий и Анатолий Стародуб придумали «Мину Мазайло» в форме-конструкции с необычной режиссурой, которая и держит этот спектакль уже двадцать три года в репертуаре театра, – уверена актриса Оксана Стеценко, которая долгие годы, являясь ответственной за спектакль, следит за тем, чтобы в нем максимально сохранилось все так, как было изначально создано Беляцким-Стародубом.

Спектакль повлиял на выбор профессии


С «Мино Мазайло» театр побывал на гастролях во многих городах. Киев, Львов, Ивано-Франковск, Тернополь, Черкассы, Полтава, Херсон, Воронеж, Курск… Больше всего актерам запомнились одни из первых гастролей – во Львове в 1989 году. Это были неспокойные перестроечные времена, чувствовался высокий подъем национального движения.

– Мы играли на большой сцене театра имени М. К. Заньковецкой, вышли на поклон, как вдруг со всех балконов взмываются желто-синие флаги, – улыбается заслуженная артистка Украины Оксана Стеценко, первая исполнительница роли тети Моти.

– После армии у меня у меня была прекрасная работа – художественного руководителя вокально-инструментального ансамбля. Но когда увидел спектакль «Мино Мазайло», понял, что музыка и шоу – это не мой путь. Мой путь – только театр, причем такого плана, как «Березіль», – признается заслуженный артист Украины Эдуард Безродный.

Роль Мокия он играет пять лет, хотя репетировать ее пришлось целых пятнадцать. Многие годы актера не выпускали в этой роли, хотя в свое время его кандидатуру предложил первый исполнитель роли Мокия Олег Стефан и долго репетировал с ним индивидуально.
Эдуард Безродный впервые сыграл Мокия в день рождения основателя театра, посвятив ему свою роль в спектакле.

– Думаю, что драматург Кулиш и режиссер Курбас главным образом именно в этот персонаж вложили идею украинизации, национального сохранения, – считает Эдуард Безродный.
Актер уверен, что запрет на пьесу в свое время стал неким индикатором.

– Только те, кто мог жить, руководствуясь своей душой и своими принципами, могли творить в той страшной травле. В этом проявлялась настоящая сущность человека. И Курбас, и Кулиш выдержали это испытание, хотя поплатились за это жизнью, – отмечает актер.

Тема о мещанстве будет актуальна всегда


Татьяна Турка – первая исполнительница роли Ули Розсохи. Актриса говорит: все, что происходит в семье Мазайло, она испытала на себе в детстве. По материнской линии все ее родственники – русские, по отцовской – украинцы. Когда мать вступила в партию, ей пришлось учить украинский язык.

– Мама старалась, но она настолько коверкала слова, что ей сказали: говори лучше на русском. А папа свободно владел двумя языками, и проблем не было, – рассказывает Татьяна Турка.

Для заслуженной артистки Украины Татьяны Гриник, первой исполнительницы роли Бароновой-Козино, роль в спектакле оказалась знаковой. Актриса шесть лет преподает студентам в университете искусств сценическую речь.

– Мои педагоги, наверное, были провидцами. Я и в жизни стала «учительницей правильных произношений», – смеется Татьяна Гриник.

Одно время спектакль «Мина Мазайло» шел на большой сцене театра, но его вскоре вернули на малую сцену, так как действие теряло интимный характер.

– Пропадало ощущение близости актера и зрителя, когда они находятся друг от друга на расстоянии вытянутой руки, когда видны глаза, слышно дыхание, — поясняет Анатолий Стародуб.

Режиссер уверен, что спектакль «Мина Мазайло» не о шовинизме, а о мещанстве. И эта тема будет актуальна при любой политической системе. А еще, по его словам, изюминка спектакля в филологичности, глубокой украинофобской и украинофильской иронии.

– Это филологическая пьеса, где речь идет о языке. Это довольно сложный и редкий жанр. Из таких пьес я могу назвать еще «Пигмалион» Бернарда Шоу, – подчеркивает Анатолий Стародуб.

Печальная история
Премьера «Мины Мазайло» в постановке Леся Курбаса состоялась 18 апреля 1929 года и вызвала в киевской и харьковской прессе жаркую дискуссию, которая переросла в политическую и закончилась арестом Леся Курбаса, автора пьесы Миколы Кулиша и исполнителя главной роли Иосифа Гирняка.