В выставочном зале Харьковского художественного музея работает выставка графики на бересте Бориса Чурилова.

Художник-самоучка первым открыл уникальную технику рисования на бересте, которую подхватили потом другие мастера. Но чуриловского мастерства не достиг еще никто.

На выставке 77 его работ, большая часть экспозиции – графика, которая, к слову, выставляется впервые. Примерно треть работ – рисунки на бересте: древние русские соборы, армянские и грузинские церкви, лики святых.

До него на бересте не работал никто: он стал первооткрывателем удивительных возможностей березового материала. Борис Чурилов – не профессиональный художник, он самоучка.

– У Бориса Чурилова 10 классов образования. Он работал фрезеровщиком, потом сталеваром на заводе «Серп и молот». Но был очень способен к колоссальному самообучению, и как художник сделал себя сам, – рассказывает заведующая отделом народного искусства Слобожанщины Харьковского художественного музея Ольга Евсеева.

Борис Чурилов заинтересовался берестой примерно в конце 1960 – начале 1970 годов. А в 1977 году, когда ему было почти 40 лет, он оставил работу на заводе и посвятил себя творчеству. Для создания рисунков художник изобрел собственную технику.

– До него на бересте только писали. Он является автором техники графического изображения древнеславянской архитектуры на бересте, – говорит Ольга Евсеева. – Борис Чурилов с детства рисовал, позднее увлекся древнеславянской архитектурой, много путешествовал, изучал исторические памятники севера России, Армении и Грузии и понял, что может воплотить свои идеи на бересте.

Береста оказалась благодатным материалом. Она имеет разные оттенки. А кроме того, художник случайно обнаружил, что от нажатия карандаша или другого заточенного предмета остается объемный рельефный след. При этом в зависимости от силы нажатия цвет следа на бересте может варьироваться от желтого до черного. Ольга Евсеева рассказывает, что художник старался сохранить естественную красоту материала и во всех своих работах, кроме икон, он оставлял мох, наросты, очень талантливо вписывая их и в фактуру бересты, и в сюжет.

– У него потрясающие работы, – считает искусствовед. – В 80-х годах прошлого столетия выставку его работ запросили в штаб-квартиру ЮНЕСКО. Выставка состоялась в 1982 году в Париже. Работы настолько понравились парижанам, что выставку попросили продлить, и еще полгода его работы экспонировались в четырех городах Франции, затем экспозиция переехала в Финляндию. После этого Борис Чурилов получил звание заслуженного мастера народного творчества Украины.

В последние годы Борис Иванович активно сотрудничал с Харьковской епархией УПЦ, вместе с женой Натальей Митрофановной создал Харьковскую иконописную школу, преподавал, изучал древнерусскую иконопись.

Сейчас у него множество последователей, но мастерства Бориса Чурилова не достиг никто, уверяет искусствовед.

Выставка будет работать до 2 января с 10.00 до 17.00. Выходной – вторник.