Гость «Прямой телефонной линии ВХ» – полковник милиции, начальник ГУ МВД Украины в Харьковской области Виктор Козицкий.

На арестантов наденут браслеты с GPS-навигацией


– Здравствуйте, меня зовут Андрей. Виктор Иванович, 20 ноября вступил в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс. Объясните, пожалуйста, как в милиции будут регистрировать обращения граждан? Если я правильно понимаю, теперь обязаны принимать любые заявления и открывать дело...

– Отныне эта процедура осуществляется следующим образом. Гражданин обращается в дежурную часть, где его заявление сразу же заносится в журнал единого учета происшествий. И если в деяниях, указанных в заявлении, усматривается состав преступления, эта информация сразу же заносится в так называемый единый реестр. И с этого момента по заявлению гражданина начинается полноценное расследование. Если провести аналогию, то при старом УПК этот момент квалифицировался как стадия «возбуждения уголовного дела». В новом законодательстве эта формулировка отсутствует.

– А по какой причине человеку могут отказать в расследовании?

– Нередко граждане приходили в милицию с заявлениями, к которым милиция вообще не имеет отношения. Например, люди не могут определить межу земельных участков. С этой проблемой нужно отправляться в суд, но никак не в милицию...

Кроме того, по новому законодательству нам дано право в течение семи дней прекратить любое расследование, если за это время собрано достаточно материалов, подтверждающих, что в данной ситуации состава преступления нет. Тогда следователь выносит постановление о прекращении уголовного преследования за отсутствием состава преступления.

– В каких ситуациях?

– Например, у человека украли мобильный телефон, он обратился в дежурную часть с заявлением. После внесения его в единый реестр начинается расследование, проводится экспертиза по описанию этого телефона, по сроку приобретения, условиям его эксплуатации... И вот эксперт дает заключение, что стоимость украденного телефона – менее 100 гривен. А уголовное дело по краже может быть возбуждено, если украденная вещь стоит более 100 гривен. На основании этого и выносится поставление о прекращении расследования.

Бывают и более сложные случаи, например при обнаружении трупа на улице. Если в ходе следствия выясняется, что смерть была не насильственной, то есть человек, например, после изрядной порции спиртного упал и ударился головой, что привело к летальному исходу, – дальнейшее расследование этого дела прекращается.

– Виктор Иванович, Роман беспокоит. Одним из ноу-хау нового УПК является такая мера пресечения, как домашний арест. Интересно, как это будет происходить на практике?

– Действительно, теперь суд может назначить меру пресечения в виде домашнего ареста. Эта норма ограничивает, например, выход гражданина из дома в определенный период времени, скажем ночью, либо запрещает посещение питейных, развлекательных заведений и т. д.

Для полноценной реализации этой нормы нужны специальные браслеты с GPS-навигацией – госбюджетом уже предусмотрено выделение средств на эти цели. Надеваются эти средства на руку или ногу, и самостоятельно снять такое «украшение» либо повредить невозможно. Установленный на них датчик передает точную информацию о местонахождении арестанта. Все его передвижения будут отслеживать операторы на мониторе. Кроме того, участковый инспектор может прийти и проконтролировать его местонахождение, выполняет ли он предписанный судьей маршрут передвижения.

«Я против вооружения всех желающих»


– Здравствуйте, Андрей беспокоит. Виктор Иванович, если в многоквартирном доме соседи постоянно шумят, куда писать заявление – участковому?

– Заявление нужно писать на имя начальника райотдела милиции, а отдать его можно и участковому. Но обычно, когда беспокойные соседи шумят в ночное время, люди звонят на 102. Выезжает следственно-оперативная группа и успокаивает дебоширов, вплоть до составления протокола.

– Здравствуйте, меня зовут Татьяна. Дело «караванского стрелка» вызвало широкий резонанс в обществе. Виктор Иванович, поддерживаете ли вы идею вооружения охранников? Не безопасно ли это для населения? Не применят ли напуганные секьюрити оружие против мирных людей?

– Думаю, этого не стоит бояться. Во-первых, далеко не всем охранникам в супермаркетах выдается оружие. Речь идет исключительно об охранной деятельности, то есть вооружаться будут и только травматическим оружием лишь сотрудники охранной структуры, получившей специальную лицензию. Более того, эти сотрудники должны пройти строгую проверку, получить заключение психолога, сдать зачет по правилам применения этого оружия. Они предупреждаются, что за неправильное использование оружия им грозит как административная, так и уголовная ответственность. Так что вооруженные охранники – это очень ограниченный круг людей. Все остальные, в том числе и те, что стоят в супермаркетах, по-прежнему остаются безоружными.

– Насколько я понимаю, охранники по-прежнему не имеют права задерживать и обыскивать покупателя без привлечения сотрудника милиции. Часто ли к «разборкам» между покупателем и секьюрити привлекаются правоохранители?

– Такая практика есть. Когда охранники увидели на мониторах, как покупатель что-то тайком положил себе в карман, они тут же вызывают группу, и только после ее приезда документируется, был ли состав преступления.

– А как вы относитесь к практике вооружения населения, широко распространенной на Западе?

– А вы посмотрите, что там творится! Слава богу, в Украине не было ни одного случая, когда ученик принес оружие в школу и расстрелял своих одноклассников. Лично я категорически против того, чтобы вооружать короткоствольным оружием всех желающих.

Как обезопасить жилище от «незваных гостей»?


– Добрый день. Меня зовут Инна Витальевна. Я читала, что Салтовка – самый криминогенный район города. Но я постоянно поздно вечером возвращаюсь с курсов английского и радуюсь спокойствию в нашем районе.

– Я рад, что вам ни разу не пришлось попасть в криминогенную ситуацию. Дай бог, чтобы вы и дальше спокойно чувствовали себя на улицах нашего города в любое время суток – именно для этого мы и работаем. Что же касается статистики, то Салтовка – один из самых больших и густонаселенных районов Харькова, поэтому по цифрам и получается, что большая доля всех преступлений, которые совершаются в нашем мегаполисе, приходится на него. Но это вовсе не означает, что там сложилась какая-то опасная ситуация.

– Здравствуйте, меня зовут Марина. Виктор Иванович, посоветуйте, как наиболее надежно обезопасить свою квартиру, ценности и сбережения от «домушников»?

– Хотелось бы, конечно, ответить вам цитатой из известного фильма советской эпохи «Иван Васильевич меняет профессию»: «Храните деньги в сберегательной кассе», но, к сожалению, сегодня я вам такого совета дать не могу.

Сейчас гарантированно обезопасить квартиру от «нежелательных» гостей вы можете, прибегнув к услугам Государственной службы охраны – на сегодняшний день более надежной структуры нет: через 3–5 минут после сигнала наряд ГСО будет у ваших дверей. За год моей работы в должности руководителя ГУ МВД области не было ни одного случая квартирной кражи из охраняемого госохраной жилища.

– Но это, наверное, очень дорого...

– Самые большие затраты – на приобретение и установку спецтехники: датчики, пульт наблюдения. Это обойдется где-то в 3000 гривен. А ежемесячная плата – до 100 гривен. Это копейки по сравнению с вашим спокойствием. Если ночью вас разбудит подозрительный шум – вы тут же нажимаете «тревожную кнопку», и к вам через пару минут приедут три вооруженных работника милиции.

– А «хитрые» замки и надежные сейфы?

– От современных «домушников» они не спасут – эти «профессионалы» способны проникнуть в любую квартиру, вскрыть любой сейф, справиться даже с самым хитрым замком. Но квартиры, которые находятся под охраной, они обходят десятой дорогой – зачем лишний раз рисковать, если полно неохраняемых квартир? Можно, конечно, снять банковскую ячейку для хранения драгоценностей и денег, но это будет не дешевле услуг ГСО.

«Мы стремимся вернуть доверие народа к милиции»


– Виктор Иванович, заканчивается 2012 год. С какими достижениями харьковские милиционеры будут встречать год наступающий? Есть чем гордиться? Все ли проблемы решены? Меня зовут Константин.

– Скажу так: безусловно, все проблемы мы не решили, к сожалению, преступность у нас в регионе на сегодняшний день примерно на том же уровне, как в среднем по Украине. Но на фоне таких же крупных областей, как Одесская, Донецкая, Днепропетровская, Киевская, мы выглядим достойно – занимаем 10-е место по количеству совершенных преступлений на 10 тысяч населения. Так что, несмотря на недостатки в отдельно взятых случаях, в целом харьковская милиция работает успешно.

Что же касается достижений, то главным из них я считаю то, что сегодня люди, что бы там ни говорили, идут со своими бедами в милицию – а это значит, что нам доверяют. И мы со своей стороны стараемся более внимательно относиться к людям, максимально быстро реагировать на любые заявления граждан. Из 30 тысяч преступлений, которые были совершены (по данным на 1 декабря 2012 года), более половины раскрыты, преступники задержаны, основная масса их осуждена.

– Здравствуйте, Виктор Иванович. Меня зовут Дмитрий. Есть ли какие-то особенности в работе милиции именно Харьковского региона? Взаимодействуете ли вы с правоохранительными органами Российской Федерации?

– Вся милиция Украины работает в одинаковых условиях. Но некоторые специфические моменты, не присущие другим регионам, есть – в частности, обусловленные соседством с Россией. У нас налажено тесное и плодотворное взаимодействие между правоохранительными органами Харьковщины и РФ.

Буквально 16 ноября у нас была делегация во главе с начальником МВД Белгородской области генерал-майором полиции Виктором Пестеревым. Мы провели совместное совещание, обсудили ряд вопросов по взаимодействию в сферах борьбы с организованной преступностью, наркотиками, по пресечению наркотрафика из России в Украину и наоборот и другие моменты. Также мы договорились об усилении взаимодействия по розыску преступников, чтобы белгородцы могли пользоваться нашими базами напрямую, а мы – их.

«Нищая милиция опасна для людей!»


– Здравствуйте, меня зовут Ирина. Виктор Иванович, в мае этого года мне посчастливилось побывать на военном параде. По Совнаркомовской прошли маршем харьковские подразделения милиции, боевая техника. Мой сын мечтает стать милиционером и был в восторге от увиденного. Планируете ли еще подобные мероприятия?

– Этот парад был приурочен ко Дню Победы. Возле Дворца культуры милиции собрались и те, кто всю свою жизнь посвятил упорной борьбе: сначала в составе воинских частей, батальонов, артиллерий, полков – ради мира на родной земле, а в послевоенные годы – в рядах милиции, защищая харьковчан от преступных посягательств. Безусловно, мы стремимся, чтобы проведение подобных мероприятий стало хорошей традицией. Скажу больше – они будут еще более интересными и зрелищными. Это привлекает внимание людей к нелегкой работе милиции, а для подрастающего поколения подобные акции служат своеобразной профориентацией.

– Добрый день, Ольга беспокоит. В моей семье есть сотрудники милиции. Виктор Иванович, не планируется ли в следующем году повышение зарплаты милиционерам?

– В начале этого года минимальная зарплата сотрудника милиции составляла 1400 гривен, к концу года она выросла до 1800 гривен. Безусловно, это не небольшие деньги, тем не менее увеличение зарплаты идет. Постепенное ее прибавление планируется и в следующем году...

– Виктор Иванович, вся наша семья поздравляет вас с наступающим Днем милиции!

– Большое спасибо. Воспользовавшись случаем, я хотел бы поздравить всех сотрудников милиции с профессиональным праздником и пожелать прежде всего благополучия, простого человеческого счастья, любящей преданной семьи и любимой работы, чтобы отправлялись на службу с удовольствием, а домой возвращались – с радостью.

Личное дело
Виктор Иванович Козицкий родился 30 июля 1963 года в с. Половинная Краснозерского района Новосибирской области.
В 1982–1984 гг. проходил службу в Вооруженных силах.
В 1992 году окончил Томский госуниверситет, в 2001 году – Национальную академию внутренних дел Украины.
Службу в органах внутренних дел начал в декабре 1984 года в должности участкового инспектора милиции УВД Новосибирской области. Сначала трудился на разных должностях в Новосибирской области, а с 1989 по 1998 год работал в Артемовском райотделе внутренних дел УВД Донецкой области.
В 2003 году возглавил милицию общественной безопасности Макеевского горуправления УМВД Украины в Донецкой области, затем – криминальную милицию Симферопольского горуправления ГУ МВД Украины в АР Крым.
С октября 2003 года – начальник Херсонского горотдела Управления МВД Украины в Херсонской области.
В 2005–2007 гг. работал на различных должностях в Управлении внутренней безопасности Донецкой области Департамента внутренней безопасности ГУБОП МВД Украины.
С апреля 2007 года – руководитель Артемовского горотдела ГУМВД Украины в Донецкой области.
С марта 2010 года – первый заместитель начальника ГУМВД Украины в Запорожской области.
С 10 октября 2011 года возглавляет Главное управление МВД Украины в Харьковской области.