Известный режиссер («Дневной дозор») привез в Украину свой фильм «Джентльмены, удачи!» и рассказал о третьих «Елках», а также о том, почему картины с Безруковым и Хабенским провалились в прокате.

– Тимур Нуруахитович, коллеги по цеху называют вас монополистом Нового года: мол, захватили вы эту нишу, и каждый год под 31 декабря снимаете картины на тему «Дед Мороз и чудеса под бой курантов».

– Да, я это слышал. И мне это очень странно. Действительно, снимать кино под новогодний праздник – это моя бизнес-стратегия. Взять хотя бы первые две части «Елок», вторую «Иронию судьбы», «Черную молнию» и «Джентльмены, удачи!» Просто в это время люди охотнее идут в кинотеатры. Так почему бы мне не предложить им хороший фильм? Кино, как и любая другая сфера – это прежде всего бизнес. И вообще, что значит «захватил нишу»? Разве я кому-то запрещаю снимать кино на эту же тему? Нет. Так о какой монополии может идти речь?

– А почему вы сами перестали снимать фильмы как режиссер, ограничиваясь ролью продюсера? Я имею в виду русские картины, ведь для Америки вы-то как раз снимаете...

– Как раз из-за Америки и не снимал. Я слишком много сил положил на «Президента Линкольна» (картина вышла в 2012-м и при бюджете в 69 млн долларов собрала 116 млн долларов – Ред.). Все началось с того, что мы с Тимом Бартоном (режиссер «Алисы в Стране чудес» и продюсер «Президента». – Ред.) купили права на книгу Сета Грэма-Смита. Мы сами наняли автора книги, чтобы он написал сценарий, вместе с ним занимались разработкой. На это ушло полгода – по голливудским меркам срок несерьезный. Потом в Москве разработали весь визуальный ряд. Дальше мы запустили подготовку – этот период занял около четырех месяцев. Еще примерно столько же снимали сам фильм. Затем – абота с компьютерной графикой. Это очень кропотливый труд, занимающий приличный кусок жизни. Но это вовсе не значит, что американский рынок мне интереснее русского. Более того, я уверен, что в ближайшее время я сниму какое-то сугубо русское кино.

– Тим Бартон – режиссер-легенда. У него целая армия фанатов... Правда, что он такой же странный, как и его фильмы?

– Я бы не сказал, что он странный. Тим – искренний, простой. Но при этом достаточно закрытый. По складу ума он мистик, считает, что чем больше говоришь, тем меньше понимаешь. Мне нравится его позиция – я и сам так считаю.

– С радостью узнал, что в ваших планах значится проект Vita Nostra (переводится как «Наша жизнь»)...

– Все верно. Украинские писатели Марина и Сергей Дьяченко написали сценарий по своему роману (книга входит в десятку лучших фантастических романов постсоветской эпохи, который был составлен по результатам голосования экспертного совета, включавшего Бориса Стругацкого). Я прочел этот сценарий и впечатлился. Это совершенно необыкновенная история. Пройти мимо нее я не смог! В фильме я снова исполню продюсерские функции. Кто сыграет главные роли, еще обсуждается. Не исключаю, что каких-то персонажей исполнят Сергей Безруков и Костя Хабенский.

– Кстати, как вы считаете, что происходит с этими некогда топовыми актерами? У Безрукова последние две картины («Матч» и «Уланская баллада») с треском провалились в прокате. А у Хабенского фильм «Сказка. Есть» вообще в прокат не попал!

– Мне сложно сказать... Может, это с ними происходит, потому что они давно у меня не снимались (смеется). А вообще, как сказал сам Сережа: «Мода уходит, а потом снова приходит». В том числе и на актеров. Я этих замечательных артистов приглашал в свое кино и буду приглашать. Они дисциплинированны и профессиональны.

– Меня вот что удивляет: вы начинали с рекламных роликов для одного российского банка. Ролики снимались на историческую тему. Потом у вас был полнометражный исторический фильм «Арена» – о гладиаторшах. После чего вы вдруг ушли в современные «Дозоры» и «Елки». Неужели больше к старине не тянет?

– Вы правы – тянет. Еще как! Долгое время я думал снять с казахскими киношниками масштабный эпик «Золотой воин». Но пока дело не выгорело. Потому я хотя бы поместил доспехи воина в «Джентльменов» (этот раритет крадут главные герои-уголовники. – Ред.). Также меня очень привлекает история Китая. Там есть где развернуться и о чем поведать. Все эти династии, схватки... Может получиться мощное кино.

По материалам «Сегодня»