После строительства новой взлетно-посадочной полосы международного аэропорта «Харьков» жители сел Павленки и Федорцы фактически оказались обитателями харьковского аэродрома.

В их ежедневную жизнь ворвались шум двигателей взлетающих и садящихся самолетов.Понимая, что аэропорт будет только развиваться, люди просят городские власти помочь с отселением.

Забили тревогу в 2010 году


Разрешение на застройку земельных участков в селах Федорцы и Павленки нынешние ее жители получили почти два десятилетия назад – в 1993 году, рассказывает жительница села Павленки Ирина Закатнова.

– Харьковский райсовет выдавал участки без предупреждения о том, что здесь будет что-то построено, хотя разговоры о расширении аэропорта шли еще с 80-х годов прошлого столетия, – встает на защиту местного населения руководитель общественной приемной Харьковской правозащитной группы Людмила Клочко. – Конечно, в 90-е годы казалось, что этого никогда не будет.

– Прежняя взлетно-посадочная полоса проходила краем села Федорцы и уходила в поля, новая взлетно-посадочная полоса касается части Павленков и Федорцов. В 2010 году, когда мы увидели, что на нас надвигается стройка, мы стали обращаться в администрацию Харьковского района и Харьковской области, к прокурору области и генеральному прокурору Украины, но безрезультатно.

В 2011 году в Харькове прошли общественные слушания по поводу строительства новой полосы. И несмотря на жалобы жителей Фелорцов и Павленков, участники общественных слушаний единогласно проголосовали за модернизацию аэропорта. Жительница села Павленки Ирина Закатнова говорит, что теперь взлеты и посадки авиалайнеров ощущают на себе хозяева около 30 домов, ведь расстояние от первого дома села Павленки до взлетной полосы  примерно 60 метров, до первого федорцовского дома около 80 метров.

«От гула самолетов мы не можем спать»


– Первые самолеты полетели над нами в ноябре прошлого года, –  вспоминает Ирина Закатнова. – Во время Евро-2012 они проносились через каждые несколько минут. Сегодня мы слышим примерно 15 самолетов в сутки, а ведь их количество может снова увеличиться. Мы живем в постоянном страхе, зная, что девять из десяти авиакатастроф происходят при взлете и посадке самолетов, и не хотим  находиться в зоне риска.

Жительницу села Федорцы Оксану Браславскую волнует также влияние деятельности аэропорта и самолетов на здоровье людей.

– В аэропорту действуют радары и радиолокационные станции с антеннами кругового обзора. Насколько их излучение безопасно? – переживает Оксана Браславская. – Нас тревожат и токсичность топлива, сгораемого при взлете и посадке. Во время взлета, например, расходуется несколько тонн топлива, а радиус его оседания 10 км. Не загрязняют ли токсичные вещества овощи и фрукты, которые мы выращиваем на своих участках? От шума мы все подвержены риску получить хроническую гипертонию и болезни сердца. Гул самолетов не дает спать, особенно летом, когда в жару приходится открывать ночью окна.

– Если люди лишены возможности нормально жить у себя дома, значит нарушены их права, – комментирует ситуацию руководитель общественной приемной Харьковской правозащитной группы Людмила Клочко. – Есть несколько решений Европейского суда, в том числе о том, что шум, вибрации и т.д. нарушают право человека на частную жизнь, а это право гарантировано ст. 8 Европейской конвенции.

«Мы должны четко понимать, сколько это будет стоить»


– Мы продали квартиры в Харькове, вложили в строящиеся дома все свои деньги, душу, а сейчас все трещит по швам, – говорит Ирина Закатнова. – Но даже продать дома мы теперь не можем. Наш сосед решил попробовать: выставил дом на продажу в три раза дешевле стоимости, которую он в него вложил, но дом продается уже больше года. Желающих жить так, как мы, не будет. Мы записались на прием к городскому голове Геннадию Кернесу и надеемся, что власть войдет в наше положение. И первым делом просим ликвидировать ночные полеты, – говорит Ирина Закатнова. – Нам очень трудно бросать свои дома, но жить в этом районе невозможно, поэтому  и требуем отселения.

– Мы надеемся на понимание. Самый правильный выход из этого положения – переговоры всех заинтересованных сторон, – считает Людмила Клочко. – Дома находятся в разной степени близости к аэропорту, вредным выбросам, поэтому для кого-то правильным будет отселение, для кого-то принятие мер шумозащиты. Возможно, какие-то меры предпримет аэропорт. Если не будет найдено приемлемое для всех решение – начнем судиться и дойдем до Европейского суда.

Городской голова Геннадий Кернес готов помочь в решении проблемы жителей Павленков и Федорцов, но при условии, что требования людей совпадут с возможностями города.

– Это непростой вопрос. Если жители этих сел утверждают, что получили участки земли лет 20 назад, – аэропорт к тому времени уже существовал, –  говорит Геннадий Кернес. – Вопрос в другом: каждый хочет жить качественно, удобно и безопасно. Мы можем предлагать жителям Федорцов любые перемещения или земельные участки, но какими будут дальнейшие требования? Возможно, у кого-то появятся желания как в сказке о золотой рыбке. Могу сказать, что все авиаполеты согласованы с государственными службами, которые отвечают за безопасность полетов. Поэтому я могу только сожалеть, что люди живут в таких условиях, но для них не было новостью, что они живут вблизи аэропорта. Думаю, главное сейчас – коллективное творчество: на каких условиях можно расселить людей. Мы должны четко понимать, сколько это будет стоить. Мы не отказываем в вопросе улучшения качества жизни, мы говорим о возможностях, в том числе финансовых, и о возможностях земельных ресурсов. Главное – объективное понимание вопроса.