Гость «Прямой телефонной линии» — заместитель директора Государственного архива Харьковской области Лариса Юдина.

В архиве помогут найти первую любовь


– Здравствуйте, Лариса Николаевна. Меня зовут Марина. Расскажите, пожалуйста, какую информацию можно получить в вашем архиве?

– Самую разнообразную. Это информация генеалогического характера для исследования истории своего рода, социально-правового – для подтверждения трудового стажа, зарплаты при оформлении пенсии, об учебе в вузе, службе в рядах Советской Армии, участии в партизанском или подпольном движении в годы Великой Отечественной войны, репатриации в Германию в период оккупации Харькова, а также биографические данные о человеке: к примеру, личное дело студента или уголовное дело репрессированного и многое другое.

– Добрый день. Звоню вам по просьбе своей знакомой, ее зовут Валентина Григорьевна. Отец Валентины Григорьевны был расстрелян НКВД, затем был реабилитирован. Его дочь хочет собрать детей и внуков, чтобы вместе почитать документы об отце. Но не знает, где это можно сделать. Хранятся ли такие документы в вашем архиве?

– Уголовные дела репрессированных хранятся как у нас, так и в управлении Службы безопасности Украины в Харьковской области. Возможно, дело, касающееся родственника Валентины Григорьевны, хранится в нашем архиве: в 90-е годы мы приняли от СБУ в Харьковской области более 24 тысяч уголовных дел репрессированных. С целью поиска сведений о родственнике советую оформить письменный запрос на имя руководителя Госархива Харьковской области с просьбой информировать, хранится ли в архиве уголовное дело интересующего вас репрессированного. Если да, его родственники смогут ознакомиться с ним в читальном зале архива либо получить архивную справку; если же нет – необходимо сделать запрос в управление СБУ в Харьковской области.

– Здравствуйте, Лариса Николаевна. Меня зовут Лена. Моя мама не харьковчанка, ищет в этом городе свою первую любовь. Много лет назад этот человек проживал в Харькове, но его адреса мама не знает. Скажите, может ли мне чем-то помочь архив? Или, может быть, вы что-то посоветуете?

– Для проведения поиска необходимо иметь как можно больше информации о человеке: где родился, учился, работал. Если институт, который он оканчивал, действует до сих пор, можно направить туда запрос. В вузах на протяжении 75 лет хранятся личные дела студентов, а в личном деле, возможно, есть информация о его месте проживания. Личное дело по месту работы – тоже вариант. Если мужчина работал, к примеру, на заводе, там должно храниться его личное дело. В случае ликвидации предприятия без правопреемников документы передаются в архивное учреждение. Необходимо собрать максимум информации, которая поможет нам, архивистам, ответить на ваш вопрос. Вы можете провести поиск самостоятельно или обратиться к нам за квалифицированной помощью.

В архиве можно исследовать историю семьи с ХVIII века


– Здравствуйте, Лариса Николаевна. Меня зовут Сергей. Моя жена утверждает, что ее предки принадлежат к казацкому роду. Скажите, пожалуйста, можно ли у вас в архиве заказать родословную?

– Конечно. Если вы располагаете свободным временем и возможностью самостоятельно изучить архивные документы, мы приглашаем вас для поисковой работы в читальный зал, где наши сотрудники расскажут, как работать со справочным материалом, с какой конкретно группой документов. Поиск интересующей вас информации могут провести и сотрудники архива. Для оформления в читальный зал с целью проведения такой работы или оформления заявки на получение информации вам необходимо предоставить пакет документов, подтверждающих родственное отношение к человеку, которым вы интересуетесь. Это может быть копия метрической записи, свидетельства о рождении родителей или регистрации их брака. Если такие документы в наличии, мы принимаем заказ или оформляем абонемент в читальный зал.

– Скажите, а эта услуга пользуется спросом? 

– В последнее время количество запросов генеалогического характера значительно возросло. В читальном зале архива по данной тематике в среднем в год работает около 50 человек, кроме того, поисковой работой занимаются и наши сотрудники.

– Добрый день, Лариса Николаевна. Меня зовут Юрий. Хочу с помощью архива как можно глубже «копнуть» историю моей семьи. Скажите, пожалуйста, сколько времени занимает такие поиски? И могу ли я получить данные о родственниках, которые жили не в Харьковской области?

– Сроки поиска зависят от имеющегося у нас состава документов и информации, которой вы располагаете. Чтобы приступить к работе, необходимо знать фамилию, имя, отчество человека, дату и место его рождения, возможно, крещения либо венчания в церкви, регистрации брака и другое. Чем больше сведений, тем проще, быстрее и успешнее будет проходить поисковая работа. Наш архив ведет поиски начиная с ранних сохранившихся документов нынешних территорий: Харьковской, Сумской, Полтавской, Донецкой и Луганской областей. Если интересует информация о людях, проживавших на другой территории, придется делать запросы в архивы иных областей Украины или за ее пределами.

– А начиная с какого года вы можете отследить историю семьи?

– С конца ХVIII столетия. Самые ранние документы, хранящиеся в Госархиве Харьковской области, датированы 1739 годом: это указы Харьковской духовной консистории. Более поздние документы – метрические книги 1751 года. Велись они при церквях. Это записи о рождении, бракосочетании, смерти.

– Здравствуйте, Лариса Николаевна. Меня зовут Наталья. Подскажите, пожалуйста, в какие сроки можно получить результаты поиска родословной и какова стоимость таких услуг?

– Сроки зависят от объема интересующей заявителя информации: хотите ли вы полностью составить свою родословную или отследить лишь определенный период. Срок выполнения запроса зависит от объема и состава документов, необходимых для изучения. Поиски могут затянуться на месяц-два. Что касается оплаты – это коммерческая услуга, архив выполняет ее на договорных условиях. Общая стоимость проведенной работы зависит от количества дел, описей, каталожных карточек, просмотренных нашими сотрудниками. Изучение 250 листов документа стоит 5 грн. 48 коп. В метрической книге, к примеру, до 2-3 тысяч листов.

– А можно ли изучать родословную параллельно с сотрудниками архива?

– Это целесообразно лишь в том случае, когда исследованием определенного периода занимаются сотрудники нашего архива, а другой период вы исследуете самостоятельно.

В архиве сохранилось видео в бобинах


– Добрый день, Лариса Николаевна. Меня зовут Антон. Скажите, пожалуйста, а сколько всего в архиве документов и в каком виде они хранятся?

– Всего хранится около 2,5 миллиона дел. Они размещаются на стеллажах общей протяженностью 33 с половиной километра. Это документы на бумажных носителях и аудиовизуальные документы (кино-, фото-, фоно- и видео-) на пленочных носителях.

– Старые пленки в бобинах? А как их можно посмотреть или послушать?

– Сложность в том, что у нас нет аппаратуры для просмотра или прослушивания старых пленок. Но мы начали переводить их на цифровые носители. Организации, которые берут у нас документы на пленках во временное пользование, просматривают их на своей аппаратуре.

– А зачем вы храните афиши и плакаты?

– Афиши и плакаты были переданы нам на хранение в послевоенные годы. Большая часть плакатов относится к периоду оккупации Харькова и Харьковской области (1941--1943 гг.). Это плакаты агитационного характера, выпущенные немцами. На одном из них, к примеру, написано: «Гитлер – освободитель!». Есть и обращение к харьковчанкам: «Девушки и женщины, вас ждет счастливая Германия». Афиши в основном театрального, спортивного и иного информационного характера. Используем данные виды документов как иллюстрационный материал.

Читальные залы откроются после Рождества


– Добрый день. Лариса Николаевна. Меня зовут Павел Алексеевич. В этом году из-за хищения в архиве был закрыт доступ для исследователей. Скажите, пожалуйста, когда возобновится обслуживание? 

– Действительно, в течение года читальные залы архива работали в сокращенном режиме. В связи с подведением итогов уходящего года (передачей документов в хранилища, оформлением личных дел исследователей) их работа приостановлена с 24 декабря 2012 года по 8 января 2013 года. С 8 января работа читальных залов на проспекте Московском, 7, и на улице Мироносицкой, 41, будет возобновлена. Режим работы – с понедельника по пятницу с 8.30 до 17.00.

– Здравствуйте, Лариса Николаевна. Меня зовут Татьяна. Расскажите, пожалуйста, какие услуги у вас платные, а какие бесплатные. Если, например, нужно поднять документы для оформления пенсии – это платная услуга?

– Запросы социально-правового характера, в частности о подтверждении трудового стажа и начислении заработной платы, которые вы имеете в виду, мы выполняем бесплатно. А вот, к примеру, выдача справки о подтверждении имущественных прав – услуга платная, ее стоимость составляет 26 грн. 06 коп. Ознакомиться со стоимостью предоставляемых нами услуг вы можете на сайте архива.

Личное дело
Лариса Николаевна Юдина родилась 27 марта 1970 года в Харькове.
 
В 1987 г. окончила школу № 141, а в 1992 г. – с отличием географический факультет Харьковского государственного университета им. А.М. Горького (сейчас – ХНУ им. В.Н. Каразина). 

С 1992 по 1993 год – воспитатель в детском саду № 426, с 1993 по 2002 год – учитель географии в школе № 141.
 
С 27.08.2002 г. – работа в Госархиве Харьковской области: до 05.07.2005 г. занимала должности ведущего архивиста, ведущего специалиста; с 06.07.2005 г. по 04.07.2006 г. – начальник отдела обеспечения сохранности документов, с 05.07.2006 г. – заместитель директора Госархива Харьковской области. 

Кандидат исторических наук (в 2005 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Архивоведение и документоведение»).