Картина с изображением Мадонны, оплакивающей Христа, которая много лет хранилась у американского военного летчика Мартина Кобера (Martina Kober) под диваном, оказалась подлинной работой Микеланджело.

Как рассказал газете The Daily Telegraph итальянский историк искусства Антонио Форчеллино, совершивший сенсационное открытие, первоначально полотно, которое семейная легенда приписывала ренессансному гению, висело в гостиной, но в ее благородное происхождение не верили, и когда кто-то из детей сшиб картину теннисным мячом, ее отправили на хранение под диван.

Картина находилась под диваном много лет и достали ее оттуда практически случайно в 2003 году. Полотно передали на экспертизу Форчеллино, который неожиданно понял, что имеет дело с подлинником.

– Я был уверен, что это копия. Но оказалось, что картина гораздо прекраснее, чем изображения, знакомые мне по Риму и Флоренции, – объясняет Форчеллино, выпустивший недавно в итальянском издательстве Rizzoli книгу Потерянная Пьета (La Pieta' perduta), где рассказывает историю своего открытия.

По словам искусствоведа, картина недописана (рентген обнаружил рядом с правым коленом Мадонны не до конца покрытый краской кусок холста), а с копией такого произойти не могло.

– Ни один заказчик эпохи Ренессанса не заплатил бы за неоконченную копию. Я убежден, что это подлинный Микеланджело, – отметил Форчеллино.

Исследователь сумел проследить историю картины по документам, хранящимся в библиотеке Ватикана, и установил, что полотно было написано для маркизы Виттории Колонна (Vittoria Colonna), покровительницы Микеланджело, около 1545 года, а в 1546 году кардинал Реджинальд Поул (Reginald Pole), будущий архиепископ Кентерберийский, предлагал ее итальянскому кардиналу Эрколе Гонзага (Ercole Gonzaga).

Впоследствии полотно оказалось у некоей немецкой баронессы, завещавшей его своей фрейлине, которая приходилась дальней родственницей прадеду Мартина Кобера. В Америку картина попала в 1883 году.

Находка Форчеллино тем более ценна, что Микеланджело-живописец известен главным образом по фрескам в Сикстинской капелле, а его произведений станковой живописи почти не дошло.

Таким образом, Оплакивание Христа, принадлежавшее Коберу, – вещь редчайшая, а ее стоимость составляет не менее $300 млн. Правда, окончательного вердикта эксперты пока не вынесли.