Но одурманивание народа не будет длиться вечно, уверена ректор Харьковского национального университета искусств им. Котляревского профессор, народная артистка Украины Татьяна Веркина.

Но одурманивание народа не будет длиться вечно, уверена ректор Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского профессор, народная артистка Украины Татьяна Веркина, сделавшая немало для пропаганды классического искусства в Украине. Два года назад возглавляемый ею вуз стал национальным.

В прошедшем году Татьяне Веркиной присвоили звание «Почетный гражданин города Харькова».

Если бы не бабушка – могла бы стать врачом


Татьяна Веркина уверена, что ее музыкальная судьба – далеко не случайность, несмотря на то что папа был известным физиком, возглавлявшим в свое время ФТИНТ, а мама – химиком.

– Мой отец – Борис Веркин с детских лет занимался музыкой, играл на рояле, причем настолько хорошо, что учился в консерватории в классе известного профессора Абрама Лунца, – вспоминает Татьяна Веркина. – А мама, Лидия Коваленко, хоть и была хорошим химиком, еще учась в университете, занималась в классе профессора Павла Голубева и была лучшей певицей вуза. Отец и мама познакомились благодаря музыке, давали совместные концерты: мама пела, папа аккомпанировал. Одно из самых ярких воспоминаний детства – музыкальные вечера у нас дома: все студенческие друзья и отца, и мамы играли на музыкальных инструментах – виолончели, скрипке, фортепиано.

Впрочем, была небольшая вероятность, что мир узнает Татьяну Веркину в качестве врача.

– В детстве были минуты борения, когда я хотела стать врачом, – признается народная артистка Украины. – Но еще когда я была маленькой, бабушка слишком популярно объяснила мне, какая это гадость – микробы и бактерии. Я стала невероятно брезгливой и уже подростком поняла, что, пока я буду бороться со своей брезгливостью, больной погибнет.

Впервые Татьяна Веркина села за фортепиано, когда ей было три года. В семье оба родителя благосклонно отнеслись к талантам девочки, но все же именно папа поддержал ее на выбранной стезе.

– Отец знал, что человек, который связан с музыкой, выживет при любых обстоятельствах. Наша специальность дает нам удивительное ощущение внутреннего и внешнего богатства, независимо от того, есть ли у тебя деньги. Даже когда в 1994–1996 годах нам не платили зарплату, мы садились за рояль, пели и чувствовали, что жизнь прекрасна. Нам повезло – с раннего детства мы общаемся только с гениями, а гениальные произведения дают особый настрой. Главное, чтобы в душе был мир, в голове было светло и ясно, ты мог быть в гармонии с самим собой и окружающими людьми, миром и природой, – уверена Татьяна Борисовна.

В три года она села за рояль, а в пять – уже выступала на сцене.

– Первое выступление запомнилось и мне, и маме, – улыбается почетная харьковчанка. – Жили мы тогда невероятно бедно, на меня надели шерстяной красный костюмчик, который перешел ко мне от старшей сестры. Он был с чудной плиссированной юбкой, но штопаный-перештопанный. Мама не хотела, чтобы увидели штопку, и просила не поднимать юбку, когда я буду садиться за рояль. Но мне очень нравился момент, когда я выхожу и сажусь на стул, мне казалось, это так элегантно, когда при этом приподнимаешь юбку. Мама была в ужасе, когда все-таки лицезрела свою виртуозную штопку.

Со временем восторг от пребывания на сцене сменили иные чувства.

– Но по мере взросления пришло чувство ответственности: я стала понимать, что прекрасен не сам мой выход, – отмечает Татьяна Веркина. – Выступление – это интеллектуальная, эмоциональная и значимая работа, и ты должен каждым звуком донести до людей что-то очень важное. Осознание, что я могу доставить радость публике, пришло, когда я сыграла потрясающе яркую, как пузырьки шампанского, пьесу – концертштюк с оркестром Вебера. Мне было лет 13, и после выступления ко мне подошли одиннадцатиклассники, один из них сказал: «А это было интересно! С тобой есть о чем поговорить». Это воспоминание я несу как орден, тем более что те ребята стали потом известными исполнителями.

Бетховен возвращает чувство собственного достоинства


Татьяна Веркина дает концерты как пианистка и певица с 1961 года. Выступает соло, в камерных ансамблях и с оркестром в Украине, России, Беларуси, Грузии, Армении, Германии, Франции и Швейцарии. Правда, в последние годы Татьяна Борисовна выступает гораздо реже, чем прежде.

– Это одна из самых больных тем: ректорство и педагогическая работа отнимают очень много времени, – признается Татьяна Веркина. – Но, слава богу, у меня много друзей-музыкантов, которые толкают меня на подвиги в исполнительстве. Я им очень благодарна, потому что жить без этого не могу. А что касается пения – со сцены я не пела уже давно. Погиб мой концертмейстер, и это стало для меня тяжелым ударом. Но я пою студентам, пою со студентами, потому что пианист, не умеющий петь и не чувствующий музыку, будет не более чем пишущая машинка.

При этом музыкант признается, что уже много лет остается верна Бетховену.

– Бетховен – это больше, чем величайший музыкант и композитор. После исполнения Бетховена зрители благодарили меня за то, что я дала им возможность во время концерта почувствовать себя людьми. Сила Бетховена в том, что он возвращает каждому из нас чувство собственного достоинства. Его сила, воля, целеустремленность, невероятная любовь к людям слышны в каждом звуке и такте, – уверена Татьяна Веркина.

– А что вам ближе как певице?
– Я преданно служила старинному русскому романсу и не знаю ничего лучше Михаила Глинки, Александра Гурилева, Александра Варламова, Петра Булахова. Но при этом не люблю разговоры о необычности и уникальности славянской души. Думаю, это страшная беда, что мы себя так глупо обманываем, подчеркивая свою уникальность. В чем уникальность? В том, что мы не можем построить нормальную жизнь, что живем хуже, чем остальные страны? Мы можем гордиться замечательными композиторами, музыкантами, поэтами, но мы их не помним и не пропагандируем. В нашей стране увлечены погоней за быстрыми деньгами, делают «Х-факторы» и им подобные шоу, которые готовят армию людей, ни на что не пригодных, уверенных в том, что, ничего не делая и ничему не учась, благодаря лишь слепой удаче они могут заработать миллион. Кто-то делает на этом большие деньги, но это ведет к очень тяжелым последствиям в стране. Попса способствует дебилизации страны. На первый взгляд, неразвитыми, не мыслящими существами удобно управлять, но это глубокая ошибка: такие люди будут не способны работать ни в одной сфере. Мы не помним умных, тонких композиторов, которые использовали в своих романсах потрясающие стихи Афанасия Фета, Федора Тютчева, Алексея Толстого, а слушаем кошмар, который могут произнести только люди, требующие лечения в специальных клиниках для сильно отстающих в умственном развитии.

Молодежь стала больше интересоваться классикой


В Харьковском институте искусств Татьяна Веркина преподает с 1969 г., в 2003 г. избрана на должность ректора. И с гордостью отмечает, что популярность «классического» вуза с каждым годом растет.

– В этом году мы получили знак Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины «Лидер национальной системы рейтингового оценивания высших учебных заведений Украины». Во всех творческих вузах Украины конкурс колеблется от 1,6 до 1,8 абитуриента на место, в нашем университете на музыкальном факультете на одно место претендуют 3,6 человека, а на театральном факультете – почти 10. Первое место в Украине мы держим уже три года. Во-первых, в нас поверила молодежь. У нас нет коррупции: мы принимаем только талантливых людей. Во-вторых, резко усилился интерес молодежи к классике. Природа не терпит пустоты. Попса – это мишура, которая обязательно уйдет, потому что ведет в никуда, – поясняет она.

Результат такой политики не заставил себя ждать.

– В последние годы у нас потрясающие выпуски. Ребята обладают не только комплексом, необходимым музыканту или актеру. У них есть самый главный элемент – желание учиться и подниматься к вершинам мастерства. Они понимают, что окончание консерватории — это только начало пути и учиться нужно до конца дней. В этом прелесть нашей профессии: каждый день просыпаешься с мыслью, что ты ничего не знаешь и тебе нужно узнавать все больше и больше.

Из досье «ВХ»
Татьяна Веркина – ректор Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского. Почетный гражданин города Харькова. Вице-президент правления Харьковского областного фонда поддержки юных дарований. Награждена орденом «За заслуги» ІІІ степени, почетным знаком «Слобожанская слава», муниципальной премией им. И. Слатина, знаком городского головы «За старанність», премией «Народное признание», знаком Министерства культуры Украины «За достижения в развитии культуры и искусств». По ее инициативе и при непосредственном участии на радио и ТВ Харькова проводятся передачи, посвященные пропаганде классического искусства.