«Реформа ЖКХ — достижений нет. Особо хвастаться пока нечем». Такой вывод сделал журналист одной харьковской телекомпании в новостийном сюжете, посвященном заседанию рабочей группы по предварительным итогам реформирования ЖКХ в Харькове. Неужели все настолько безнадежно? Разобраться в ситуации и узнать из первых уст о реформе, касающейся каждого харьковчанина, попытался корреспондент «Вечерки»

Представление большинства харьковчан о системе жилищно-коммунального хозяйства сводится к пониманию того, что эта сфера является «черной дырой» в экономическом пространстве государства. Сколько ни бросай в бездонную пропасть ЖКХ платежей, сколько ни повышай тарифы, лучше не становится. Этим и объясняется упорное сопротивление харьковчан инициативам городских голов (вспомним прошлогоднюю судебную эпопею пенсионера Ивахненко!) по повышению тарифов на так называемую «квартирную плату».
С другой стороны, харьковчане понимают, что нельзя продолжать жить в залежах мусора и ломать ноги на не очищенных ото льда городских тротуарах. Вечные вопросы «что делать?» и «кто виноват?» повисают в воздухе так же, как призывы экологов к домовладельцам не разжигать костры из накопившихся листьев. Как найти компромисс между интересами собственников жилья и поставщиками коммунальных услуг? Как жить дальше, если жить так дальше нельзя? Ответ — в старом антисоветском анекдоте о сантехнике: «систему менять надо!»
ЖКХ – самая рентабельная отрасль?!
Проблема не столько в состоянии самой системы ЖКХ, сколько в неграмотной ее эксплуатации, разгильдяйстве, бездарном и неэффективном менеджменте и, как следствие, бездушном отношении к потребителю услуг. Тот платит системе тем же, точнее, не платит за «услуги» свои кровные денежки. Так бытие определяет сознание.
Когда советник городского головы Фазиль Аббасов сказал мне, что самая рентабельная отрасль, как показывает зарубежный опыт, — это ЖКХ, я была, мягко говоря, удивлена. Харьковская концепция реформирования ЖКХ была разработана на основе опыта российских соседей и польского города Познани. У поляков ситуация с приватизацией аналогична нашей — 92% жилого фонда приватизировано, остальные 8% находятся в коммунальной собственности. Различие только в том, что в Польше в неприватизированном жилом фонде существует так называемый социальный наем коммунального имущества, то есть за пользование им взимается отдельная плата. А вот украинцы живут в таких квартирах бесплатно, оплачивая только коммунальные услуги. Оплата содержания домов в Польше очень высока — на наши деньги около 5-8 гривен за квадратный метр жилья.
В России реформированием ЖКХ вплотную занялись в 1992 году и за 14 лет достигли впечатляющих результатов: жилой фонд в РФ, по словам Фазиля Аббасова, находится в очень хорошем состоянии. Россияне ушли так далеко потому, считает советник харьковского мэра, что использовали возможности рыночных отношений и конкуренции путем создания частных предприятий в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг.
У нас же в девяти районах города находится более 140 ЖЭКов коммунальной формы собственности, плюс еще ведомственные, и работают в этом секторе около восьми тысяч человек. Старая структура управления, утверждает Фазиль Аббасов, устраивает только самих руководителей ЖЭКов. А также контролирующие органы, которые за них отвечают. Такая армия людей, говорит экономист, не работает с полной отдачей. Поэтому один из путей реформирования ЖКХ — изменение структуры управления, количественного и качественного состава работников ЖКХ. Они должны больше работать головой, а не руками, применяя современные машины и технологии, удобные механизмы, новейшие инженерные решения, то есть более эффективно.
Действительно, портрет типичного работника харьковского ЖЭКа — хмурая, не всегда трезвая личность с примитивными орудиями труда в виде лома или метлы. Куда им до новейших технологий, легких и чистых металлопластиковых или меднопластиковых труб, современных разработок! Какие там выставки достижений коммунального хозяйства и семинары! Внутреннее состояние определяет и уровень культуры на рабочем месте: каждая хозяйка знает о последствиях посещения ее квартиры прокуренным сантехником или слесарем в грязном ватнике и кирзовых сапогах. А вечно скандальная финансовая сторона взаимоотношений «жилец — сотрудник ЖЭКа»? Печально все это...
В Киевском районе четыре ЖЭКа (№№13-16) недавно были объединены в два, объясняет Фазиль Аббасов, потому что уволились их начальники. «Они не находят себя в новых условиях реформы, не объясняют сути основных принципов и концепции реформы, условий и требований новой власти своим коллективам. Они относятся к коммунальной собственности как к «не своим» деньгам».
Сегодня в реформе ЖКХ ориентир — на максимальное использование частного бизнеса в сфере управления ЖКХ. Уже есть шесть частных компаний, готовых организовать так называемые управляющие предприятия. Всего в сферу ЖКХ планируется привлечь до 40% предприятий частной формы собственности.
Не забыты и нынешние «домоуправы» — руководителям ЖЭКов и КПЖРЭПов также предложено стать «частниками», использовать собственные возможности и опыт.
Правда, последняя идея выглядит абсурдной — если на арене останутся все те же, то, по-моему, далеко такой цирк не уедет....
«Мы ведем разговор об административной реформе ЖКХ без административного воздействия на эту систему», — подчеркивает Фазиль Аббасов. Никто никого насильно в «домоуправы» загонять не будет, не будет и заставлять выполнять свои обязанности. Принцип простой: умеешь хорошо работать и зарабатывать на услугах деньги — работай. Не умеешь — освободи место для другого, более грамотного претендента. Монопольные принципы, созданные государством в течение 70 лет, превращаются в условия свободной конкуренции.
Пора брать метлу в свои руки!
Частные управляющие предприятия появятся в Харькове наряду с существующими коммунальными предприятиями. Причем с нового года — в половине районов города (во Фрунзенском, Орджоникидзевском, Киевском и Дзержинском). Территориально делить город на зоны ответственности, как куски пирога, никто не будет. Если, к примеру, жилой дом находится в Киевском районе, он имеет возможность, создав юрлицо, заключить договор с предприятием Орджоникидзевского района, которое оказывает высококачественные услуги по обслуживанию дома. То есть — свобода выбора и стимулирование качества услуг.
В Дзержинском районе, например, успешно функционирует частная компания, обслуживающая часть многоквартирных жилых домов и полностью самоокупаемая — за счет платежей населения.
Раньше городской голова как работодатель заключал стандартные трудовые контракты с начальниками ЖЭКов «вслепую», порой даже не видя тех в глаза. Что не мешало последним безнаказанно чувствовать себя царьками не только среди жильцов, но даже среди чиновников. Иногда начальники ЖЭКов даже отказывались выполнять письменные поручения вышестоящего начальства.
Теперь частные компании (управляющие предприятия и организации) будут заключать договоры с недавно созданной организацией — КП «Жилкомсервис». Работа жилищников будет оцениваться по определенным критериям, с возможностью применять штрафные санкции, вплоть до расторжения договора. И объявлять конкурс на открывшуюся вакансию.
Среди обязанностей управляющих предприятий — оказание гражданам услуг по ремонту квартир, систем водообеспечения горячей и холодной водой — с использованием самых передовых технологий и материалов. Например, меднопластиковых труб: «а это уже пожизненная гарантия на трубы в условиях Харькова», — считает Фазиль Аббасов.
Обязательное условие образования нового управляющего предприятия — его инвестиции (не менее 500 тысяч гривен) на создание собственной материально-технической базы, то есть приобретение уборочных машин, фирменной формы для работников, механизация производственного процесса и создание оптимальных условий труда. Каждое управляющее предприятие обязано разработать бизнес-проект и защитить его на конкурсной основе. Только после этого оно получит разрешение на заключение договоров по оказанию услуг жилищно-коммунального характера. Таким образом осуществляется один из главных принципов — принцип конкуренции между предприятиями.
Желающие стать «домоуправами» будут обязаны опубликовать в СМИ список и объем услуг, которые планируется предоставлять населению того или иного микрорайона, условия их оплаты. Жители должны знать, каким образом будет выполняться работа по содержанию и эксплуатации их дома. Харьковчане могут внести свои предложения и замечания в диалоге с этой компанией, подчеркивает Фазиль Аббасов. Согласно Закону Украины «О жилищно-коммунальных услугах», принятому в 2004 году, управляющий предприятием обязан заключать договоры с населением, которое выступает здесь в роли заказчика услуг. «Прописанная» в документе ответственность сторон предполагает мобилизовать оплату населением содержания жилого дома. Таким образом, произойдет демонополизация системы ЖКХ, которая даст полную прозрачность в вопросе, кто является заказчиком, кто подрядчиком и какие внутренние процессы между ними происходят.
Справка

Аббасов Фазиль Севиндикович, советник городского головы по экономическим вопросам. В 1985 году с отличием окончил Харьковский инженерно-экономический институт, затем аспирантуру. Работал в органах власти — в Октябрьском (завотделом экономического и социального развития района) и Дзержинском районах (начальник управления экономики). С 1991 года — генеральный директор АО СП «Спекс» (производство теплообменной аппаратуры). В 2006 году был приглашен для реализации национального пилотного проекта кардинального реформирования ЖКХ в Харькове. «Согласиться было очень тяжело, — говорит Фазиль Севиндикович, — потому что 16 лет работал самостоятельно, руководителем, и я понимаю серьезную ответственность за эту работу. Но я тоже живу в Харькове и хочу, чтобы жить было лучше. Поэтому взялся за сложную и кропотливую проблему реформирования жилищно-хозяйственного
комплекса города».