16 сентября одним из первых в Харькове поднимет занавес академический театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко. По многолетней традиции первым спектаклем сезона станет опера «Тарас Бульба».

Как сообщил художественный руководитель ХАТОБа, заслуженный деятель искусств Украины Георгий Селихов, новый сезон пройдет под знаком 80-летия театра, которое будет отмечаться в сентябре-октябре парадом последних премьер, показом работ украинских композиторов и гала-концертом с участием звезд оперной и балетной сцены.
— Подобные праздники, конеч-но же, бывали и раньше, — говорит Георгий Селихов. — Например, недавно мы отмечали 130-летие с начала постоянных оперных сезонов в Харькове, чем тоже гордимся. Но дата образования первого национального театра оперы и балета для нас очень символична. Чем больше лет отдаляет нас от нее, тем важнее скрепить связь времен. Сменилось уже не одно и не два поколения творческих работников, которые создавали театр, храня и передавая лучшие традиции предыдущих мастеров. Но с одной стороны, нужно беречь генетическую память, а с другой — постоянно обновлять коллектив. Именно эти два задания в какой-то мере и станут приметой нового сезона.
Фактически же театр начнет свою работу несколько раньше. 12-13 сентября балетные спектакли увидят жители Белгорода. Такие выезды к соседям накануне официального открытия в Харькове уже стали доброй традицией. Планируют в этом сезоне артисты ХАТОБа регулярно выезжать и на гастроли в Германию, где представят русскую классику, в частности «Евгения Онегина».
— Сейчас в нашем репертуаре 55 спектаклей. Это национальная классика и западные шедевры, российские оперы и балеты. Большинство из них многоактные, с участием всех творческих цехов — оркестра, хора, балета, солистов, миманса. Многие идут на языке оригинала, — рассказывает художественный руководитель театра. — Но, несмотря на это, планируем показать абсолютно новые спектакли, посвященные 250-летию Моцарта, и программы к 100-летию Шостаковича, а также расширить балетный репертуар за счет интересных, зрелищных премьер. Однако пока что воздержусь анонсировать их — для каждой постановки сегодня нужны большие суммы.
Новый сезон коллектив ХАТОБа, к сожалению, вынужден начинать с поисков денег и поддержки руководителей финансовых учреждений, органов образования и науки. Как известно, финансируется театр не на должном уровне. Все выделенные бюджетные средства на зарплату (а это всего лишь 51% от необходимого) уже исчерпаны.
— Конечно, есть пути наименьшего сопротивления, — с горечью констатирует Георгий Селихов. — Мало денег в казне — урезать штаты, сократить до минимума репертуар и ограничиваться кассовыми спектаклями. Предположим, оставить на афише 10-12 названий. И «крутить» их, как в кинотеатре. Многие наши коллеги, не в обиду им будет сказано, так и делают. А нам — нельзя. Не позволяют ни творческие принципы, ни богатейшая история.
Именно от безденежья приходится руководителям театра сдавать помещение в аренду. Вот и в октябре сняли с показа «Севильского цирюльника», предоставив зал банку, который будет отмечать свой юбилей.
— На спектакле мы зарабатываем всего полторы-две тысячи гривен, а за аренду — 16 тысяч, так что наши предпочтения вполне объяснимы, — поясняет господин Селихов. — А чтобы содержать самое большое театральное здание в государстве, нужно 48 тысяч гривен ежедневно, или, если посчитать зарплаты и коммунальные платежи, нам требуется 31 миллион в год. Мы же зарабатываем даже меньше 3 миллионов. Аренды помещения тоже не спасают. Например, в прошлом сезоне сорвалось более 20 аренд! Но внушает оптимизм вновь принятый Закон о театре. Надеемся, что государство не на словах, а на деле возьмет на себя заботы о сохранении театральных коллективов и обеспечит ту экономическую поддержку, которая поможет стать на ноги молодым коллективам и обрести вторую молодость флагманам национального искусства.
Тем не менее художественный руководитель ХАТОБа обещает, что финансовые трудности никак не повлияют на качество спектаклей. И для харьковчан коллектив будет выкладываться так же, как и для зрителей в Париже, Женеве, Мадриде и других европейских городах.