Физика – единственный школьный предмет, который учит ребенка думать, уверены школьные учителя. При этом уровень физического образования школьников с каждым годом падает.

Сегодня школьная физика держится только  на энтузиазме учителей – таких как преподаватель Харьковского физико-математического лицея № 27 Игорь Ненашев. Он является автором сборников задач и учебников по физике для 8–11-х классов, а также главным редактором Всеукраинского научно-методического журнала для учителей «Физика в школах Украины» и Всероссийского журнала «Физика. Все для учителя!». В декабре 2012 года Игорю Ненашеву присвоено звание «Заслуженный учитель Украины».

Школе нужны Ненашевы


Игорь Ненашев признается, что физику полюбил еще со школьной скамьи, но становиться преподавателем не планировал. Как это часто бывает, в выборе будущей профессии и дела всей жизни ему помог случай.

– В выпускном классе я думал поступать в институт радиоэлектроники, – рассказывает Игорь Ненашев. – Но все получилось иначе. В школе я занимался велоспортом, и мой тренер, который тогда работал в Харьковском госуниверситете им. Горького (ныне ХНУ им. В. Н. Каразина), посоветовал  поступать на физический факультет этого университета.

Но и тогда речь не шла о работе в школе. Стать учителем Игорь Ненашев решил после знакомства с известным учителем-методистом Леонидом Кириком, к которому, будучи четверокурсником, он пришел на педагогическую практику. С тех пор Игорь Юрьевич ни разу не пожалел о своем выборе, подчеркивает он. За неполных 30 лет педагогической деятельности (из них 23 года в лицее № 27) учитель привил любовь к физике не одному поколению  юных харьковчан.

– Конечно, о профессиональных качествах учителя в первую очередь нужно судить по успехам его учеников, – считает доцент Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды, кандидат технических наук Николай Пугач. – Уровень подготовки учеников Ненашева можно сравнить с вузовским – студенты педуниверситета часто проходят практику у школьного учителя.

Среди воспитанников Игоря Ненашева – десятки победителей олимпиад по физике всех уровней.

Одна из последних побед – на Всеукраинской интернет-олимпиаде, где девятиклассник Максим Гальченко занял первое место.  Наставник Максима говорит, что в лицее много ребят,  увлекающихся этой наукой.

– Физика – это единственный школьный предмет, который позволяет ребенку научиться думать, – уверен Игорь Ненашев. – Если ученик дружен с физикой, во взрослой жизни он может заниматься любым делом: быть банкиром, программистом, политиком. Кроме того, физическая интуиция всегда выручит его в быту: он сможет и с электричеством разобраться, и с отоплением.

– Будут такие, как Ненашев, будет техника, производство, будет все: экономика культура, торговля, – не сомневается Николай Пугач.

Опыты по физике проводит при помощи... анимации


Сам Игорь Ненашев тоже весьма разносторонен.

– На уроках он максимально использует возможности физкабинета, чтобы продемонстировать теорию на практике, – рассказывает Николай Пугач. – Помимо живых экспериментов использует компьютерную анимацию и другие возможности мультимедиа, что невероятно важно для изучения физических явлений. А однажды прихожу в лицей и вижу: он чинит классные стулья!

– Если любишь свое дело, можно и стулья починить, – улыбается Игорь Ненашев. – Я не один такой – много лет ремонтом и обустройством нашего физического кабинета мы занимаемся вместе с заслуженным учителем Украины, почетным гражданином Харькова Ильей Марковичем Гельфгатом.

Учебно-методические пособия, автором которых является Ненашев, помогают ученикам осваивать тонкости теории и учиться решать задачи по физике. Николай Пугач отмечает, что в работах Ненашева не бывает неточностей и ошибок, которыми, к сожалению, нередко пестрят современные методички и учебники.

– Он прекрасный методист, – отмечает и заведующий кафедрой физики ХНПУ им. Г. С. Сковороды Сергей Лапта. – Сейчас вышло очень хорошее его пособие по подготовке к внешнему независимому оцениванию.

Но и это не все. В редактируемых Ненашевым журналах по физике для педагогов школьным учителям рассказывается о новых методиках преподавания и педагогических технологиях.

Миссия – спасти физику


На кафедре физики ХНПУ говорят, что учителям сейчас очень непросто преподавать свой предмет в школах и уровень подготовки школьников по этому предмету неуклонно падает. По словам Сергея Лапты, подобные проблемы возникают не только в средней школе, но и в вузах. По его словам, высшие учебные заведения сегодня дают учащимся специальность, а не образование. Да и идти в школу на небольшую зарплату мало кто из выпускников желает.

– Если даже в харьковских учебных заведениях не хватает учителей физики, что говорить про сельские школы, – отмечает завкафедрой физфака. – В декабре я направлял двух студенток 4-го курса в одну из школ на Салтовке, в которой физика не преподавалась с начала учебного года. Им пришлось за месяц дать ученикам знания за семестр.

– В школах не хватает и лаборантов, – добавляет Николай Пугач. – А ведь физика – наука экспериментальная, и обучать школьников без опытов невозможно.

В школьных программах сделан упор на изучение гуманитарных предметов, подчеркивает Игорь Ненашев, что приводит к снижению качества преподавания естественных дисциплин. И возрождение физической науки, по его мнению, произойдет только если страна выйдет на технологический уровень развития.

– Должна развиваться промышленность, она, в свою очередь, потребует инженерные кадры, которые должны владеть физикой, – считает заслуженный учитель Украины. – Пока нет массового социального заказа, говорить о  возрождении физики сложно.