26 января член Национального союза художников и Национального союза театральных деятелей Украины, лауреат творческой премии Харьковского горисполкома известный скульптор Семен Якубович отметит 90-летний юбилей.

Памятник Квитке-Основьяненко, мемориал Лесю Курбасу и его семье на 13-м кладбище, стела «Звезда» на улице Харьковских Дивизий, мемориальные доски Лесю Курбасу, актеру Леониду Быкову, Олесю Гончару, Дмитрию Багалею, Николаю Хвылевому, Марьяну Крушельницкому, барельефы Григория Сковороды, Тараса Шевченко, Леси Украинки – это далеко неполный перечень работ мастера.

– Я даже сам не могу точно сказать, сколько у меня было работ, – признается Семен Якубович. – Но двести-триста точно есть.

Его детство не назовешь безоблачным


Семен Якубович появился на свет в 1923 году в местечке Лебедин Сумской области и с самого рождения был многонационален: отец еврей, мать полька, умершая после родов, вскормившая его своим молоком украинская селянка с ближайшего хутора. Детство осиротевшего ребенка не было безоблачным. Отец уехал в Харьков искать работу, второй раз женился, и мальчик жил с родными матери -- дедушкой и бабушкой. Но когда грянула эпоха раскулачивания, родственников отправили в Сибирь.

– Проезжавший через станцию «Харьков» товарный состав со ссыльными на несколько часов загнали в тупик, и чтобы проститься с внуком, бабушка отпросилась у охраны, отдав венчальное кольцо, – вспоминает Семен Якубович. – На всю оставшуюся жизнь мне запомнилось ее горем убитое лицо.

С тех пор Семен больше не видел ни дедушку, ни бабушку. Он стал жить в Харькове с отцом, но сбежал из дома, не выдержав побоев и издевательств мачехи. Семилетний ребенок оказался один в огромном городе.

– В 30-х годах моя любимая тетя Дорочка подобрала меня, малолетку, голодного оборванца, занимавшегося попрошайничеством и воровством, на рыбном базарчике в Харькове, – вспоминает Семен Якубович.

Первые работы принесли серьезные награды


Склонность к рисованию проявилась с детства, в школе рисование было любимым предметом. И в 1935 году после открытия Дворца пионеров учитель рисования привел 12-летнего мальчишку в изостудию. Работы юного Семена не раз экспонировались на выставках детского творчества.

– За композицию «Освобожденный Прометей», которая до сих пор находится в Киевском музее Тараса Шевченко, я был награжден чудесными лыжами с креплениями, – вспоминает Семен Якубович.

За бюст Тараса Шевченко, который был отправлен на международную выставку в Нью-Йорк, юного скульптора наградили путевкой в пионерлагерь «Артек».

В числе первых скульптур – чучело учительницы


Маленький художник оказался большим борцом за справедливость. Учительница математики – его классная руководительница – заставляла учеников по выходным вкалывать на ее загородной даче. Чтобы проучить преподавательницу, школьники сговорились и вынесли из кабинета биологии человеческий скелет, прилепили к нему классный журнал с жирной двойкой и крупной подписью «мымра». На черепе скелета красовалось творение юного художника Семена – бутафорская маска, очень напоминавшая лик математички. Чучело учительницы установили около школы – в центре города на Московском проспекте.

– Расправа была короткой: меня с позором вышвырнули из школы, – вспоминает Семен Якубович.

Правда, потом бунтаря восстановили, но тетя сама настояла, чтобы его перевели в другую школу. «Мымра» отделалась строгим выговором.

Он не раз был на грани жизни и смерти


В 1941 году Семен Якубович попал со своей новой семьей в эвакуацию в Саратовскую область. Работал на ферме скотником, а вечерами оформлял стенгазету колхоза, рисуя портреты передовиков производства. Он стремился на фронт, но в армию его не взяли из-за плохого зрения, а в 1942-м определили в трудовую армию.

Он вкалывал с утра до ночи не только на Саратовском номерном заводе: под бомбежками и обстрелами восстанавливал разбомбленные мосты, рыл окопы в 40-градусные морозы, трудился на лесоповалах, сплавлял лес по реке. От голода, холода и халатности чиновников в трудовом лагере массово гибли люди. Семен Абрамович говорит, что и сам не раз был на грани.

Он трудился не только для любимого города


После войны Семен Якубович вернулся в Харьков.

– Мой город, довоенный красавец, с чудесными старинными бекетовскими зданиями, великолепной архитектурой, уютными улочками и постройками, был настолько изувечен и разрушен, что его трудно было узнать, – вспоминает Семен Якубович.

Сначала он поступил на работу скульптором-бутафором в театр им. Т. Г. Шевченко, одновременно как вольнослушатель посещал Харьковский художественный институт. С 1950 года, работая на скульптурной фабрике, выполнял творческие заказы: чеканки, стелы, мемориальные доски, памятники. Основное направление работы Семена Якубовича – увековечение деятелей украинской культуры.

Он трудился не только для любимого города. Множество его произведений хранятся в музеях и частных коллекциях в Украине и за ее пределами. На творческом счету члена Союза художников СССР Семена Якубовича – мемориальные доски, барельефы, памятники. Почти четверть века назад скульптор проникся творчеством Леся Курбаса – основателя «Березиля». В 1989 году на здании театра имени Т. Г. Шевченко установили мемориальную доску Леся Курбаса, в 1993-м на кладбище № 13 -- мемориал в честь режиссера и его семьи работы Семена Якубовича. Все эти годы скульптор хлопочет и о создании в Харькове памятника Лесю Курбасу. Вместе с архитектором Павлом Чечельницким и скульптором Александром Капшуком он создал несколько проектов памятника. Но дальше этого дело не пошло.

– Мне отвечают, что под памятник еще не выделили землю, – говорит скульптор.