Культура

  • 6985
  •  / 

Слобожанская вышивка может исчезнуть

Слобожанская вышивка может исчезнуть
Украинцы надевают национальную одежду несколько раз в году, в том числе и на День соборности, который страна отметила на днях.
Насмотревшись самых разнообразных вышитых орнаментов, корреспондент «Вечернего Харькова» решила погрузиться в историю слобожанской вышивки.

Слобожанщина позаимствовала традиции у Полтавы


Каждый регион может щегольнуть собственным колоритом вышиванок, техникой вышивки, богатством орнамента и неповторимостью цветов, и у изысканной слобожанской вышивки есть своя история.

– Слобожанщина заселялась в XVII веке, поэтому коренных традиций вышивания у нас не было: люди эмигрировали сюда со всех концов Украины, – рассказывает заведующая отделом народного искусства Слобожанщины Харьковского художественного музея Ольга Евсеева. – Самое большое влияние на вышивку Слобожанщины оказала соседняя Полтавщина, для которой характерны рушниковые швы: растительный орнамент с его основным символом – деревом жизни и геометрический орнамент с глубокой земледельческой символикой. Считается, что орнамент – закодированная история жизни, закодированные тексты.

Предки обращались к высшим силам с помощью символов


Геометрические элементы на рушниках были обращением к высшим силам природы, с вышитыми рушниками трижды обходили поле: весной – с просьбой послать благоприятные погодные условия, а осенью – собрать обильный урожай. Активной помощницей в сборе урожая была и берегиня – символ земли. У весенней берегини обычно изображают цветы в руках, причем ее руки направлены вверх с просьбой о благоприятной для урожая погоде. У осенней берегини руки опущены вниз: она показывает, что урожай уже созрел, и просит дать возможность его собрать.

Одна из особенностей слобожанской вышивки – дерево жизни на рушниках: своеобразная летопись рода, история семьи вышивальщика. Под деревом на рушниках вышивают полосу – она символизирует потусторонний мир. В основе дерева – вазон или стилизованные корни. Как правило, нижние ветки дерева жизни со стилизованными плодами или цветами опущены вниз – к потустороннему миру. По мере приближения к верхушке ветви на дереве жизни приподнимаются, на самой верхушке направлены вверх к небу, что символизирует вечность жизни. На среднем и верхнем ярусе ветвей располагали птичек – посланцев неба. Слобожанская вышивка отличается не только символикой, но и сдержанным цветовым решением: шитье красным по белому, черным по белому, белым по красному и пастельные оттенки цветов.

Слобожанской вышивкой владеют единицы


Как рассказал глава Харьковского областного отделения Национального союза народного творчества Украины заслуженный мастер народного творчества Александр Вакуленко, на Харьковщине немало вышивальщиц. Однако большинство используют в своих работах нетипичные для Слобожанщины яркие цвета, предпочитают вышивать крестиком, а кроме того, тяготеют не к традиционным для нашего региона геометрическим символам, а к цветочным картинкам.

– У нас в районах области больше увлекаются нехарактерной для Слобожанщины вышивкой крестиком, но эта техника не из самых сложных и уже несколько заезжена, -- считает Александр Вакуленко.

Вышивка крестиком появилась в Украине только в ХIХ веке – пришла из Китая. Свою лепту в распространение внес предприимчивый купец, работавший на фирму «Броккар и Ко». Он продавал мыло, на упаковках которого для дам были нанесены схемы для вышивания крестиком – в основном миленькие розочки-цветочки. Растительная вышивка родом из Китая распространялась, орнаменты начали печатать в журналах дамского рукоделия, популярна она и до сих пор.

– Привнеся только внешние красивости, купец своими схемами для вышивания цветочков крестиком упростил, девальвировал слобожанскую вышивку. Мастерицы стали вышивать не стилизованно, а натуралистично. Так называемая броккаровская техника широко распространена до сих пор. Даже киевские мастера, оценивающие на выставках работы наших вышивальщиц, говорят: «Такие работы не только нам, но наверняка и вам самим уже надоели». Однако переубедить мастериц вспомнить о традициях очень сложно: они привыкли вышивать именно так и не хотят работать иначе, – сетует Александр Вакуленко. – Некоторые из них пытаются доказать, что вышивают традиционно, но я называю такие работы «пособием по растениеводству». А вышивка – это не фотография, рушник – всегда символ: в нем должно быть все лаконично и символично, как в закодированных письменах майя.

Визитная карточка слобожанской выставки


Национальный союз мастеров народного искусства Украины, по словам Ольги Евсеевой, старается возродить слобожанские традиции, делая акцент на вышивании дерева жизни. Но техникой слобожанской классической вышивки владеют лишь единицы.

– Увы, уходят из жизни вышивальщицы, а вместе с ними и слобожанское мастерство, а молодежь не склонна заниматься сложной, кропотливой работой, сокрушается Ольга Евсеева.

Сейчас возрождением традиций на Слобожанщине упорно занимается чуть ли не единственная мастерица – заслуженный мастер народного творчества Украины Раиса Кушнаренко. Она в числе немногих, кто в 80-х годах создавал визитную карточку Харькова – вышивку белым по белому, иногда – с вкраплением серо-голубого, серо-зеленого, коричневатых оттенков. Ольга Евсеева считает мастерицу патриархом этого вида творчества.

– Раиса Захаровна – уникальная мастерица, – восхищается Ольга Евсеева. – Ей 87 лет, но она продолжает работать.

Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей
Программа "Вечірні Новини"Вечірні Новини

программа комментарииЛого телеканал Р1
О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • youtube
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2780.81 грн
10 RUB 4.1866 грн
100 EUR 3155.11 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи