У каждого, кому в разное время довелось работать с Евгением Петровичем, в памяти остался «свой» Кушнарев.

Однако все как один сходятся в главном – он был разносторонней личностью, харизматичным политиком, блестящим оратором, добрым, отзывчивым, веселым человеком, которого очень не хватает сегодня... 29 января Евгению Кушнареву исполнилось бы 62 года.

Он умел управлять временем


Евгений Кушнарев очень любил Харьков. И хотя несколько лет провел в Киеве, работая в Администрации президента, он всегда говорил, что считает родным город, где прошла практически вся его жизнь, где похоронены его родители, где живут его дети. Мечтой Евгения Кушнарева – и в должности мэра, и на посту руководителя области – было возрождение величия Харьковщины, по его мнению, одного из жизненно важных центров Украины. И к 2004 году, будучи губернатором, он смог вывести область в лидеры среди регионов Украины.

Во многом это удалось благодаря удивительному умению Евгения Кушнарева впитывать новые идеи и веяния, считает Ангелина Солдатенко, пресс-секретарь Евгения Петровича в период, когда он руководил городским советом.

– Он всегда опережал время, – отмечает Ангелина Абрамовна. – Чем нередко создавал себе же проблемы, поскольку не все еще успевали созреть к тому моменту для понимания его идей. Например, Евгений Петрович был лидером местного самоуправления, одним из основателей, а потом и руководителей Ассоциации городов Украины. Тогда о местном самоуправлении только начали говорить, а он уже успел очень многое сделать в этом направлении. Соответственно сам всегда с уважением относился к тем, кто увлечен своим делом и понимает, чего хочет. При этом он поддерживал идеи вне зависимости от личности человека, от которого они исходили, руководствуясь интересами дела, а не личными отношениями. Взять хотя бы Дворец пионеров на Салтовке. Ведь не он начинал его строительство, тем не менее посчитал, что закончить его необходимо. А это были сложные времена, в те годы в Украине никто не возводил культурные учреждения, но Кушнарев поставил задачу: у детей в спальном районе должно быть место для развития и отдыха, – и сделал это. Он же, по примеру европейских городов, сделал площадь Дзержинского не просто местом официальных парадов, а народной – с ярмарками, гуляньями, концертами.

Второе его бесценное качество – умение быстро принимать решения. Это, кстати, помогло в девяностых сохранить систему образования от краха, считает Анатолий Покроев, возглавлявший в те годы Главное управление образования и проблем молодежи горсовета.

– Половина детских садов города принадлежали предприятиям, – вспоминает Анатолий Георгиевич. – Заводы теряли возможности производства в прежних объемах и отказывались от социальной сферы. Многие детсады вынужденно закрывались, перепрофилировались. То же самое угрожало и школам. Но при непосредственном участии Евгения Кушнарева мы сохранили систему образования. Более того, была разработана система компьютерного управления системой образования, на тот момент существовавшая только в Ирландии, которая позволяла решать управленческие задачи в школе, районо и гороно. В нем поразительно сочетались качества лидера, который ясно понимает, куда идет и почему ведет за собой людей, и вместе с тем человечность, внимание к людям, причем не вообще, а к каждому, с кем имел дело.

Еще одним важным качеством Кушнарева как руководителя было виртуозное умение управлять временем. Его рабочий день был расписан по минутам, и он четко следовал графику. Именно это позволяло ему держаться в строю, несмотря на невероятную загрузку.

– У него в приемной никогда не толпились люди: его рабочий день был четко расписан от и до, – вспоминает Нина Марченко, пресс-секретарь Кушнарева с первого дня его назначения на должность председателя Харьковской облгосадминистрации 7 ноября 2000 года. – 15 минут человеку назначено – больше он в его кабинете не задержится ни на секунду, независимо от того, был этот человек из команды губернатора или обычный посетитель. Эта четкость в работе и дисциплина помогали ему, как говорится, не слететь с катушек.

Первая пресс-служба зародилась в Харькове


И, конечно же, все отмечают открытость Евгения Кушнарева, как на посту губернатора, так и в бытность его мэром. При такой колоссальной занятости Евгений Кушнарев всегда находил время для журналистов и считал такое общение очень важным. Причем не боялся каверзных вопросов и ни разу не позволил себе оскорбления в адрес даже самого заангажированного издания.

– Пресс-служба в Харькове появилась одной из первых в Украине.Тогда, в начале девяностых, многие не только в нашем городе, но и в стране не понимали, зачем это нужно, – рассказывает первый ее руководитель. – И дело было даже не в самой структуре, а в подходах. Просто Евгений Петрович был сторонником публичных методов управления. И вкус к общественному диалогу, открытости прививал всему городскому управлению, тогда как традиционными для постсоветского пространства оставались административные методы управления. Самая щепетильная тема в любом городе – бюджет. При Евгении Кушнареве начальник управления бюджетом и финансами мэрии была одним из самых публичных людей.

Нина Марченко вспоминает, как в 1994 году, будучи журналистом областного ТВ, попала в кулуары городской власти – когда Евгений Петрович открыл для представителей харьковских СМИ двери горсовета, чтобы те с камерой прошли по всем кабинетам и показали харьковчанам власть изнутри. Так же открыто работал он и в областной госадминистрации.

– На областном телевидении шла программа «Губерния», где можно было посмотреть все отчеты о его поездках за неделю. Он был первым руководителем области, который отличался такой открытостью, – считает она. – Не случайно именно Евгений Кушнарев стал первым обладателем приза медиа-группы «Объектив» – «Ньюсмейкер года». Он первым вышел и на интернет-конференцию – тогда в единственном в городе информагентстве «Статус кво». При этом ему не нужно было готовить ответы, он всегда отвечал уверенно, лаконично и всегда по существу.

– Евгений Петрович был очень доступен – этого качества сегодня не хватает многим руководителям – они отделены каким-то занавесом от людей, с которыми и для которых работают, – подчеркивает Анатолий Покроев.

Харьковчане ценили такую открытость «своего Кушнарева». Константин Кеворкян, руководитель видеоканала «Первая столица», рассказывает, что, когда Евгений Кушнарев баллотировался на должность первого выборного мэра, ему предстояло создать цикл программ, которые давали бы кандидату возможность максимально раскрыться. И успех телецикла во многом обеспечил именно тогдашний городской голова.

– Он не просто хорошо говорил – его мысли об устройстве государства и о будущем города разделяли большинство горожан. Поэтому Евгений Петрович так убедительно тогда победил на выборах городского головы, – уверен Константин Кеворкян.

А Нина Марченко говорит, что умением ясно излагать свою позицию Кушнарев отличался даже в 80-х, когда о свободе слова и речи не было. Она вспоминает, как приехала на завод «Коммунар», чтобы осветить отчетно-выборное собрание.

– Выступал представитель горкома партии – Евгений Кушнарев. И все присутствовавшие, открыв рот, его слушали, – улыбается Нина Михайловна. – Еще тогда я заметила: он умел завораживать аудиторию независимо от темы, с которой выступал. При этом не читал по бумажке, как тогда было принято. После собрания я подбежала к нему с микрофоном: можно ли записать интервью? А тогда многие партийные работники избегали давать интервью – одни не умели говорить перед камерой, другие – побаивались это делать без согласования с начальством. И Евгений Петрович, пожалуй, был первым, кто решился свободно выражать свои мысли и озвучивать собственные выводы. На тот момент это было революционным шагом с его стороны. Евгений Петрович тогда понимал, что грядут перемены в стране, и занял позицию человека, которому не безразлична судьба страны и Харькова в частности.

«Власть существует для людей, а не люди – для власти»


Вспоминая работу пресс-секретарем губернатора, Нина Марченко признается: из всей ее трудовой биографии самым ярким периодом, насыщенным событиями, впечатлениями, журналистским и человеческим опытом, общением с интересными людьми, были как раз годы работы с Евгением Кушнаревым.

– В первые месяцы губернаторства Евгений Петрович поставил перед собой цель: досконально изучить жизнь в области. Ему, как городскому жителю, это было ново и крайне интересно, – вспоминает Нина Михайловна. – Два-три раза в неделю, а в первые месяцы чуть ли не каждый день мы объезжали несколько районов. В 6.30 утра он выезжал вместе со своей командой в сопровождении журналистов – им тоже были интересны эти поездки, ведь раньше они такой возможности не имели. Мы бывали на фермах, на полях, встречались с людьми, выслушивали их наболевшие вопросы, все это бралось «на карандаш», и главы районов выполняли все его поручения. Он в первую очередь думал о людях, а потом уже о себе.

А еще, отмечает Нина Михайловна, для Евгения Кушнарева была важна команда, с которой он идет к цели. Очень емко он выразил это в одном из интервью: «Для меня очень важно, чтобы люди, с которыми я работаю, демонстрировали по крайней мере три главные качества: профессионализм, патриотизм – в данном случае наш харьковский – и порядочность».

По словам Нины Марченко, этим правилом Евгений Петрович руководствовался всю жизнь, не признавая управленческой деятельности и политики, которые не строятся на моральности. Как-то журналисты задали ему вопрос: «Как уберечься от негативного влияния власти как гигантского соблазна на вседозволенность?» Он ответил: «У каждого своя планка моральности. Я для себя вывел формулу: власть существует для людей, а не люди – для власти. И она лишь тогда чего-то стоит, как и тот, кто стоит во главе власти, когда работа приводит к улучшению жизни людей. Поэтому для меня общественное мнение, оценка моей деятельности является очень и очень важными. Я не могу быть равнодушным к тому, что думают и что говорят обо мне люди. Понимаю, что никогда всем не угодишь – к власти всегда повышенные требования. Но мои встречи с людьми позволяют чувствовать настроение харьковчан, их оценку моей деятельности. Если люди одобряют твои дела – это дает вдохновение. Если же критикуют, не воспринимают, я говорю себе: остановись – а нужно ли людям то, что ты задумал? Наши радужные планы нужно обязательно сверять с человеческими желаниями и ожиданиями. И тогда избежишь искушения и вседозволенности тоже».

– Я считаю, что этот постулат актуален сегодня, как никогда, и должен, как настольная книга, постоянно быть перед глазами нынешних политиков, – подчеркивает Нина Марченко.

Он хотел быть услышанным


Свой опыт, знания и видение происходящего Евгений Петрович старался донести до людей. Константин Кеворкян отмечает, что Кушнарев желал быть услышанным, находясь в процессе постоянного диалога с обществом.

– Отсюда и его книги – это тоже желание найти с обществом общий язык, – говорит он. – Одна из его книг «100 шагов по Харьковской земле», изданная в виде биографических очерков, – это попытка продолжить общение с рядовым харьковчанином вне телевизора, вне газеты, а придя к нему домой.

В написании двух последующих книг «Конь Рыжий. Записки контрреволюционера» и «Выборы и вилы» Евгению Петровичу помогали Анатолий Покроев и журналист Геннадий Сысоев. И, как вспоминает Анатолий Георгиевич, эта потребность быть услышанным проявлялась даже в процессе работы над изданиями.

– Он спорил, не соглашался, но никогда не навязывал свою мысль без того, чтобы оппонент не мог еще и еще раз аргументировать свою точку зрения. Когда мы работали над рядом документов, далеко не во всем сначала соглашались друг с другом и лишь при третьем или четвертом обсуждении приходили к общему мнению, оно переплавлялось в общее понимание и оттого становилось сильнее.

При этом, анализируя происходящее, Евгений Кушнарев нередко очень точно прогнозировал будущее. Анатолий Покроев преклоняется перед масштабностью мышления этого человека.

– Первая книга – это документальная хроника событий так называемой «оранжевой революции», которая чередуется с записками из дневника и размышлениями. События эти были довольно спрессованы во времени – с 22 ноября по 3 декабря 2004 года, поэтому времени для размышлений было не так много, и книга эта в большей степени документальна, – говорит Анатолий Георгиевич. – Вторая книга – в гораздо большей степени осмысление того, что произошло в 2004-м, а также в 2005–2006 гг. В обеих личности Евгения Петровича, его соратников и оппонентов проявились довольно ярко.
«У нас, чтобы изменить ситуацию в стране, есть только два инструмента – выборы и вилы. Процедура или бунт? Эволюция или революция?.. Я был и остаюсь сторонником эволюционного пути... Революция же... это недоношенная реформа, искусственно вызванная недобросовестными и некомпетентными «врачевателями общества», – этими ключевыми выводами политик, который горячо переживал те события, хотел достучаться до каждого небезразличного к судьбе страны украинца.

«У него была добрая улыбка»


Но не только харизмой и лидерскими качествами подкупал всех, кто его знал, Евгений Кушнарев.

– У него была удивительно добрая улыбка, – вспоминает Анатолий Покроев.

– Он не забывал поздравить своих подчиненных и людей, с которыми когда-либо общался, с днем рождения или другими значимыми для человека событиями, – добавляет Константин Кеворкян. – У меня, например, хранится телеграмма, в которой Евгений Петрович поздравляет меня с рождением сына. Не скрою, получить эту телеграмму было очень приятно.

Соратники говорят, что Евгений Кушнарев был компанейским и очень интересным человеком. Любил активный отдых – с удовольствием играл с коллегами в футбол, волейбол, ездил на рыбалку и охоту. Нередко в часы досуга брал в руки гитару и замечательно пел – по словам Нины Марченко, Евгений Петрович любил творчество Владимира Высоцкого и Булата Окуджавы. А еще он много читал.

– Причем читал абсолютно все – начиная от Фенимора Купера и заканчивая философскими и политическими изданиями. И даже... детские книжки, – улыбается Нина Марченко. – Говорил: «Я как порядочный дед должен знать и детскую литературу». Он очень любил своих внуков, очень! Каждую свободную минуту жил семьей, детьми, внуками. Это был очень любящий отец и очень любящий дедушка. В сердцах тех, кто его знал, он останется навсегда. Потому что это был Человек с большой буквы...