Мэтру комедии и сатиры, воплощенной в кино, сегодня исполнилось бы 90 лет.

Режиссер, актер и сценарист Леонид Гайдай родился в городе Свободный Амурской губернии 30 января 1923 года. Отец его был железнодорожным служащим, уроженем села Ореховщина на Полтавщине, мать – родом из Рязанской области. 

Во время Второй Мировой получил тяжелое ранение, подорвавшись на противопехотной мине, после чего Гайдая признали непригодным к военной службе. По окончанию войны, в 1947 году, будущий режиссер окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре, где затем работал осветителем и актёром. 

В 1949 году Гайдай поступил на режиссёрский факультет московского ВГИКа, а в 1956 г. снял свой первый фильм – «Долгий путь» по мотивам рассказов В. Короленко. Спустя два года на экраны вышла сатирическая картина «Жених с того света», которая едва не сломала начинающему режиссеру карьеру: после редактирования и удаления всех неугодных начальству сцен от фильма осталось чуть больше половины. В итоге Гайдаю на два года запретили снимать кино. «Реабилитироваться» помогли съемки идеологически правильного фильма «Трижды воскресший» (1960 г.), о котором впоследствии режиссер предпочитал не вспомнить. 

А уже через год Гайдай снял короткометражки, сделавшие его знаменитым на весь Союз – «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». После этих картин практически каждый фильм Гайдая становился всенародно любимым и мгновенно разбирался на цитаты. Творения режиссера пять раз получали кинопремии всесоюзного масштаба, а в 1972 году картина «12 стульев» получила специальный приз «Серебряная сирена» на фестивале советских фильмов в Сорренто (Италия). 

В некоторых своих картинах Леонид Гайдай появлялся в эпизодических, но запоминающихся ролях. Так, например, в «Бриллиантовой руке» он снялся три раза: в массовке, кода берут интервью у Семен Семеныча, в сцене сна Козодоева, где «сыграл» отрезанную руку главного героя, и в роли пьяного, которого показывают только по бёдра. В фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» Гайдай представ в роли пьяного сумасшедшего в жёлтой рубашке, которого выносят из казино, в а «12 стульях» - сыграл архивариуса Варфоломея Коробейникова. 

Кстати, успех не испортил режиссера: в тридцать лет он женился на Нине Гребешковой, с которой прожил до конца жизни. На вопрос о секрете семейного счастья Гайдай обычно отвечал, что даже в молодые годы Нину Павловну отличала необыкновенная женская мудрость. 

Леонид Гайдай ушел из жизни в возрасте 70 лет. Последние годы режиссер сильно болел, а причиной его смерти стало восполнение легких. 

За свою творческую карьеру мастер советской кинокомедии снял 18 фильмов, для 15 из них написал сценарий. Ко дню рождения Леонида Гайдая «Комментарии» вспомнили десять лучших фильмов режиссера. 

Рождение трио Труса, Балбеса и Бывалого 

Всесоюзную известность Леониду Гайдаю принесли короткометражки о приключениях трио антигероев-жуликов Трусе, Балбесе и Бывалом. Первая короткометражка «Пёс Барбос и необычный кросс» была снята в 1961 году по стихотворному фельетону украинского поэта-юмориста Степана Олейника. 

За что Пес Барбос ненавидел Моргунова

В этом же году картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Материалы для фильма были сняты за полчаса, однако режиссер сократил его до десяти минут и убрал множество трюков, которые впоследствии были использованы во второй части приключений - фильме «Самогонщики».

Шурик и его приключения 

Кинокомедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» стала лидером проката 1965 года в СССР – ее посмотрели почти 70 млн.зрителей. Сюжет фильма составлен из новелл «Напарник», «Наваждение» и «Операция «Ы», объединенных фигурой главного героя – простоватого и неунывающего студента Шурика в исполнении Александра Демьяненко. 

«Кавказской пленнице» – 45

На фестивале короткометражных фильмов в Кракове новелле «Наваждение» был присуждён главный приз — «Серебряный дракон Вавеля». Кстати, в приключениях Шурика задействована и троица в составе Труса, Балбеса и Бывалого. 

Гайдай расплачивался с актерами шампанским

Продолжение приключений студента-простачка «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» с первого же дня стало еще популярнее, чем первая часть. Это был последний фильм, в котором снялось знаменитое трио гайдаевских жуликов.

«Бриллиантовая рука» 

В основу эксцентрической комедии Гайдая о контрабандистах, перевозящих драгоценности, легли реальные события. Идея фильма «Бриллиантовая рука» (1968 г.) возникла у советского драматурга Якова Костюковского после прочтения в газете «За рубежом» заметки о швейцарских контрабандистах, пытавшихся перевезти ценности в гипсе. 

Юбилей Леонида Гайдая: неизвестные факты из творчества

Однако впоследствии выяснилось, что главная интрига фильма не имеет юридических оснований: граждане СССР могли открыто ввозить в страну драгоценности. Правда, такое количество украшений вызвало бы неминуемый интерес со стороны КГБ. 

Комедия в первые же дни после выхода вновь побила рекорды советского проката: ее посмотрело более 76 млн. зрителей. А песни «Остров Невезения», исполненная Андреем Мироновым, «Песня про зайцев», которую спел Юрий Николин и «Помоги мне» в исполнении Аиды Ведищевой стали поистине народными хитами.

«12 стульев» 

Экранизация одноимённого романа Ильфа и Петрова «12 стульев» была снята Леонидом Гайдаем в 1971 году. На роль Остапа пробовалось более 20 актёров: среди них были Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Андрей Миронов, но в итоге снялся Арчил Гомиашвили, которого режиссер нашёл в провинции. Из-за болезни (по другой версии — из-за сильного кавказского акцента) артист не смог озвучить Бендера, поэтому в фильме он говорит голосом Юрия Саранцева. 

«12 стульев»: как Гайдай и Захаров один и тот же фильм снимали

Режиссер не раз признавался, что «12 стульев» - одна из его самых любимых картин. Несмотря на многие неточности и расхождения с сюжетом и персонажами книги, фильм Гайдая считается одной из лучших экранизаций романа Ильфа и Петрова.

«Иван Васильевич меняет профессию» 

Еще один кассовый фильм Леонида Гайдая, который до сих пор популярен у зрителей нескольких поколений, – фантастическая комедия «Иван Васильевич меняет профессию» (1972 г.). В ней вновь появляется Шурик (Александр Демьяненко), который становится ученым–экспериментатором, открывшим машину времени. 

На съемках культовой комедии чуть не погибла жена управдома

После выхода фильм Гайдая традиционно «растянули» на сотню цитат. Чего только стоят «икра заморская, баклажанная», « Марфа Васильевна я», «Меня терзают смутные сомнения…» или «Эй, человек! Человек!!! Официант! Почки один раз царице!». Ну и конечно «…нам, царям, за вредность молоко надо бесплатно давать!» и «И тебя вылечат… и тебя тоже вылечат… и меня вылечат…»

«Не может быть!» 

Фильм Леонида Гайдая «Не может быть!» состоит из трёх новелл, снятых по произведениям Михаила Зощенко: «Преступление и наказание», «Забавное приключение» и «Свадебное происшествие». В этот раз режиссер предложил зрителю три зарисовки о пороках, которые с начала времен и по сей день терзают человечество. 

Так «Преступление и наказание» блестяще раскрывает тему «несунов», которых на экране олицетворяет завмаг Горбушкин. «Забавное приключение» рассказывает о супругах, потерявших моральный облик, и из-за этого оказывающихся в любовных многоугольниках, из которых очень тяжело выбраться. А комедия «Свадебное происшествие» сала квинтэссенцией целой плеяды «русских пороков» Здесь и безалаберность в вопросах брака ("Три дня знакомы и вот те здрасьте: муж и жена, примите поздравления, ура, бис!"), и пьянство, и отсутствие вкуса – ведь именно из-за «странного» макияжа жених так и не мог разобраться кто же его невеста: мама или дочь. 

Важно то, что в фильмах нет прямолинейной поучительности, это как бы взгляд со стороны, переполненный искрометным юмором и сатирой.

«За спичками!» 

Экранизацию рассказа «За спичками!» финской писательницы Майи Лассила Леонид Гайдай снимал вместе с финским режиссером Ристо Орко. Именно поэтому фильм получился «немного другим», не похожим на классического Гайдая. Оно и не удивительно, ведь экранизация классика финской литературы не может выглядеть «истинно советской». В фильме были заняты как советские звезды кино Евгений Леонов, Вячеслав Невинный, Георгий Вицин, так и молодые финские актеры Кауко Хеловирта, Лео Ластумаки. Именно режиссерско-актерское соединения двух культур стало самой главной изюминкой фильма. 

Почему развалилась кинотроица Трус, Балбес, Бывалый

Кстати, лента существует в двух версиях: на финском языке и русском, это относится и к песням, звучащим в фильме. Версия, смонтированная Орко, отличается большей продолжительностью, тогда как в версии Гайдая отсутствует несколько сцен.


«Спортлото-82» 


Этот фильм вернул зрителям «фирменную» кинокомедию режиссера. Занимательные приключения неудачливых героев в поисках выигрышного билета посмотрело больше 55 млн. зрителей, благодаря чему кротина стала лидером проката в 1982 году. В «Спортлото-82» есть все от классического Гайдая: яркие герои, масса шуток, сумасшедшая динамика и прекрасные актеры. 

Примечательно, что игровая комбинация, выбранная героиней фильма (1,2,3,4,5,6), была представлена зрителю, как «самая редкая» или «невероятная». На с точки зрения комбинаторики она имеет такие же шансы на выпадение, как и любая другая.

«Опасно для жизни» 


Комедия «Опасно для жизни» продолжила плеяду блистательных эксцентричных комедий Леонида Гайдая. Здесь снимались любимцы режиссера, да и советской публики тоже: Леонид Куравлёв, Георгий Вицин, Лариса Удовиченко, Владимир Носик, Борислав Брондуков и другие.
 
В центре фильма – чудной человек, который попросту «не может пройти мимо», из-за этого постоянно влипает в невероятно глупые ситуации. Съемки фильма проходили в Украине: так, в кадре неоднократно появляются виды Черновцов.


«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»
 
Последним произведением Леонида Гайдая - фильмом «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» многие критики остались недовольны. Они упрекали режиссера в отсутствии динамики, тусклых шутках и вообще называли картину скучной. 

Впрочем, по другому быть не могло: фильм снимался в 1992 году, когда СССР уже официально распался, а Гайдай был именно тем режиссером, который мог творить только в определенную эпоху. И благодаря этой эпохе оставил всем киноманам бесценное наследие.