Такой непогоды в Харькове ждали все. Синоптики — с интересом, городские власти — с содроганием, обыватели — с опаской, а политики — с плохо скрываемым злорадством. И вот началось: непрекращающаяся метель на фоне низкой (20-25 С) температуры.

Поскольку пятница для большинства харьковчан — обычный рабочий день, люди с утра отправились на работу. Однако нелегко пришлось тем, кому потребовалось добираться из окраинных районов, в отличие от проживающих рядом с метрополитеном. Скажем, с дальней Алексеевки (пр. Победы, часть ул. Клочковской) до семи часов утра практически не курсировали автобусы или маршрутки. Редкий транспорт пассажиры плотно забивали телами еще в начале маршрута. Трамваи стояли на месте, а автомобилей с утра почти не было, даже такси. Впрочем, дороги, судя по всему, перед рассветом почистили — идти пешком в сторону центра города было более или менее легко (тем более с попутным ветром). Но потом снег опять завалил проезжую часть.
Из нескольких сотен снего-уборочных машин, которые обещали городские власти, корреспонденту «Вечерки» не удалось заметить на Алексеевке ни одной. Возможно, технику или направили чистить снег во дворы (что сомнительно — там вовсю работали коммунальщики с простым инструментом под названием «лопата обыкновенная»), либо перебросили в другие районы города (сотрудники редакции, проживающие в тех самых других районах, этого подтвердить не могли).
Примерно с 8.00 первоначальные проблемы с отсутствием общественного транспорта были решены, хотя и не полностью. Троллейбусы пошли, однако втиснуться в них всем желающим все-таки не удавалось. Приходилось идти пешком, иногда до ближайшего метро («23 Августа»). В это время на улицах увеличился транспортный поток. Если кто из автомобилистов и слышал просьбу «Укравтодора» воздержаться от поездок, то справедливо рассудил, что по-другому к месту назначения можно и не добраться вовсе.
В остальных районах города, по свидетельствам очевидцев, хуже всего обстоят дела с трамваями. Создается впечатление, что этот вид электротранспорта не приспособлен к ухудшению погодных условий. Зафиксированы также случаи отказа двигателей маршрутного транспорта, хотя точную причину этого еще будут выяснять специалисты. Информационные агентства сообщили также о том, что из-за нелетных погодных условий не работал Харьковский аэропорт, зато на работу железнодорожного транспорта непогода не повлияла.
Таким образом, возвращаясь к упомянутым выше ожиданиям, синоптики получили материал для написания научных работ на основе харьковских событий, городские власти — пищу для разборов полетов, политики — возможность лишний раз «укусить» конкурентов от власти, а среднестатистические харьковчане — проверить степень эффективности местных ЖЭКов, вокруг подорожания услуг которых продолжается неразбериха.
Как бы ни хотелось всем пострадавшим от харьковской непогоды найти крайних, но причины такой ситуации — не только субъективные, но и объективные. Так, количество осадков, выпавших в городе всего за два дня, по некоторым данным, превысило все допустимые показатели. Усугубила положение и метель, которая банально перетаскивает сугробы с одного места на другой. В такой ситуации дворник, прочищающий тропинку в глубоком снегу, выполняет бессмысленную работу — через час все будет так же. То же самое можно сказать и о большой снегоуборочной технике.
Что касается общей ситуации, то за комментариями мы обратились к секретарю Харьковского городского совета Марку Воронову. Он объяснил, что в городе происходит то, что обычно называют стихийным бедствием. С подобными проблемами часто сталкиваются в других городах Европы и мира. И везде ситуация такова, что убрать снег моментально невозможно. Поэтому прежде, чем критиковать, харьковчанам нужно занять объективную позицию и подождать конца непогоды. Снегоуборочная техника в Харькове есть, но проблема не всегда лежит в ее отсутствии. Скажем, дворник не побежит с радостью расчищать тротуары, понимая, что за это ему платят 300 грн. зарплаты. А если этот дворник — бабушка, быстро она не сделает в любом случае — здоровье не позволит. Марк Воронов предлагает немного потерпеть и помочь коммунальщикам, потому что со снегом бороться нужно всей громадой, а не только городским властям.