Работа участкового – одна из самых трудоемких в милиции: сотни звонков, десятки обращений, постоянные встречи и беседы с неблагополучным контингентом. Какие они, будни участкового, наблюдали журналисты «Вечернего Харькова».

К каждому нужно найти подход


Рабочий день старшего участкового инспектора Дзержинского РОВД майора милиции Александра Скорика начинается в 8 утра – с оперативного совещания, где согласовываются планы на день, а заканчивается порой за полночь. На «домашнего милиционера» возложены сотни задач – три года Александр Станиславович оберегает покой жителей одного из трех участков административной зоны № 14 на пр. Людвига Свободы, где в 40 многоэтажках проживает более 22 тысяч человек. С проблемными семьями на своей территории знаком лично. Приходится совмещать в себе и воспитателя, и психолога, и надзирателя, признается Александр Скорик.

– Каждый человек – со своим характером, поэтому и подход нужно подобрать индивидуальный, и методы воздействия тоже, – говорит участковый. – Понятно, что всем мил не будешь. Но те, кому оказали реальную помощь, благодарят. Например, мы помогли одной женщине направить на путь истинный сына, который прикладывался к бутылке, из-за чего и работу, и жену потерял. Несколько раз с ним встречались, разговаривали по душам, объясняли, что пить нужно бросить, и убедили отправиться к наркологу. В итоге он закодировался, бросил пить, устроился на работу и вернулся в семью...

Бабушка – лучший друг участкового


Участковый вхож в любое помещение в своем районе и должен знать всех жителей поименно. Если на вверенной ему территории случается преступление – именно участковый, собирая оперативные сведения и выявляя возможных свидетелей, делает поквартирный обход жильцов. Александр Станиславович припоминает случай, когда на его участке был обнаружен  автомобиль с трупом молодого человека на заднем сиденье.

– Три недели работали в напряженном графике – обошли квартиры, нашли свидетелей, которые видели, как автомобиль заезжал во двор, – рассказывает он. – Потом установили собственника машины – он рассказал, что сдавал автомобиль в аренду парню, который на этой машине занимался извозом. Так выяснилась личность потерпевшего. А вскоре вышли и на преступника... 

Охотнее всех приходят на помощь участковому люди старшего поколения.

– Бабушка – лучший друг участкового, – смеется Александр Станиславович. – Все видят, все знают и, главное, не скрывают своих наблюдений от сотрудника милиции. Трудовой люд менее активен – практически целый день на работе и за тем, что творится во дворе, ему наблюдать некогда. А молодежи вообще не до того –  они сутками за компьютерами сидят. Легче собирать информацию в кооперативных домах, где жильцы друг друга знают. А вот в домах коммунальной собственности соседа не только по имени, даже в лицо зачастую не узнают.

Шумных соседей наказывают рублем


Три раза в неделю участковый проводит прием граждан.

– Люди приходят с разными проблемами, – отмечает Александр Скорик.
Но чаще всего приходится сталкиваться с жалобами на соседей, которые круглосуточно делают ремонт или просто шумят, признается он. С подобной проблемой пожаловал на прием и Валентин Ляпин.

Участковый принимает от него заявление, записывает сигнал в журнал учета.

– После того как заявление завизирует начальник, проводим проверку жалобы, опрашивая человека, на которого жалуются, и его соседей, – объясняет Александр Скорик. – Если факты, изложенные в заявлении, подтверждаются, составляем админпротокол, а административный комитет принимает решение о наказании – штрафе от 85 до 170 гривен.

«Муж и жена – одна сатана»


К разговору подключается и. о. старшего участкового инспектора милиции админзоны № 15 Роман Божедай. По его словам, в последнее время участились семейные скандалы, связанные с пьянством и рукоприкладством одного из супругов.

– Два-три раза в месяц поступают заявления от обиженных жен, – рассказывает Роман Николаевич. – Мы составляем админпротокол, отправляем его в суд, и судья устанавливает меру наказания – либо штраф, либо лишение свободы от 3 до 15 суток. Кроме того, таких «насильников» мы ставим на учет и ежемесячно проверяем, как они себя ведут.

При этом Роман Божедай припомнил всего один случай, когда мужчина «накатал» заявление на вторую половинку, с который прожил больше 30 лет.

Нередко участковым приходится сталкиваться и с не совсем корректными жалобами.

– Как-то мужчина обратился с заявлением, что в квартире этажом выше четырехлетний малыш слишком громко бегает, – рассказывает Роман Божедай. – На вопрос: «Что, по вашему мнению, мы должны сделать в этой ситуации?» –  предложил: «Если не можете справиться с ребенком – пусть его родители привяжут...»

А порой жильцы «попадают» в такие невероятные ситуации, что впору фантастический триллер по их рассказам снимать.

– Пришел на прием мужчина и говорит, не открывая рта, что в него внедрились представители внеземных цивилизаций.  «А чего рот не открываешь?» –  спрашиваю, а он отвечает: «Инопланетяне вылетят...» – улыбается Роман Николаевич.

«Хорошо, что зашли...»


Ближе к вечеру, когда народ возвращается с работы и окна многоэтажки на проспекте Людвига Свободы, 46, зажигаются уютным светом,  участковый отправляется по квартирам – вручить визитку с указанием времени приема и телефонов, вплоть до личного, и еще раз напомнить жильцам, что они всегда могут обратиться к нему со своими проблемами... 

Раису Николаевну мы застали за уборкой лестничной площадки.

– Здравствуйте, Александр Станиславович, – заулыбалась она, узнав участкового. – Большое вам спасибо, что навели порядок во дворе. Раньше там постоянно собирались пьяницы – пили, шумели, песни орали. А сейчас спокойно стало...

Звоним в квартиру этажом ниже. Старушка оказалась бдительной и потребовала предъявить удостоверение.

– Хорошо, что зашли, – проверив документ, заявила Светлана Васильевна. – Надо убрать киоск в 10 метрах от забора школы – детвора идет с занятий домой и по дороге пиво покупает.

– Отправим ходатайство, чтобы его убрали, – делает пометку в блокноте Александр Скорик.

Тем временем во дворе уже поджидает председатель кооператива Людмила Александровна.

– Железо воруют – оградки вокруг подъезда, крышку с люка сняли, замки  с двери техпомещения срывают, – жалуется она. –  Еще разносчики рекламы  подъезды захламили своими листовками.

– Пишите заявление, – выслушав женщину, предлагает Александр Скорик. – Мы ведь можем реагировать на ситуацию только при наличии письменного заявления.

На дворе уже темно, а рабочий день участкового продолжается: нужно еще навестить бывших заключенных – проверить, соблюдают ли временной режим. Да и по участку пройтись – все ли спокойно...