Мэр стал доступнее для харьковчан

Мэр стал доступнее для харьковчан

В начале октября в Харькове открылись общественные приемные городского головы. Задумывались и создавались они для того, чтобы как можно оперативнее, прямо на местах, решать насущные проблемы горожан. По словам сотрудников приемных, первый месяц работы показал, что три четверти неурядиц, по поводу которых люди обращаются, можно ликвидировать на уровне районных властей.

Два основных вопроса, которые приводят харьковчан в приемные мэра, — это жилищный вопрос и состояние жилкомхоза. Крыша течет, трубу прорвало, подъезд не ремонтировался несколько десятилетий, лифт не работает — стабильный перечень проблем, с которыми харьковчане приходят в общественные приемные. За месяц сюда обратились около трех тысяч человек. О том, как приемные работают, рассказала депутат городского совета Елена Олешко, курирующая приемные мэра.
— Мы исходим из того, что главное — принять человека, выслушать его, помочь. У нас не чиновничий подход, а человеческий. Жалобы рождаются от не-внимания и равнодушия, а приемные нужны, чтобы здесь людям максимально помогли. Для работы в приемных подобрали неравнодушных людей. Сотрудники в общественных приемных не практикуют формальный подход к проблемам харьковчан, когда человек приносит заявление, регистрирует его и отправляется домой. Тому, кто пришел в одну из девяти приемных, стараются помочь уже здесь, в помещении приемной: выслушали, разобрались, тут же созвонились со службами и выяснили, на какой стадии находится решение той или иной проблемы. Первый принцип работы приемных — добросовестное отношение к работе. Да, не во всех вопросах мы можем помочь, есть много серьезных проблем, которые и в масштабах города не решаются, но выслушать человека, подсказать, что можно сделать, разъяснить, почему сегодня это невозможно решить, но станет возможно в будущем — наша обязанность. Второй принцип — говорить людям правду. Отписками нечего заниматься. Вот пришел Иван Иванович, а ему говорят: на 2007 год город запланировал ремонт кровель в таких-то домах, ваш дом не попал в этот список. Ждите ремонта в 2008 году. Но если у человека течет с потолка, ему можно помочь — сделать латочный ремонт.
— Часто бывает, что люди обращаются не по назначению?
— Достаточно часто. Человек подал в суд на соседа, но приходит к нам: теперь помогите еще и вы. В приемной никогда не скажут: идите и ждите решения суда. Работники приемных пытаются помочь человеку, разобраться, найти путь мирного урегулирования конфликта. Несмотря на то, что заявление находится в суде, мы не футболим людей. Ведь человеку важно, чтобы его слушали, даже если не могут помочь. Выслушать — это уже полдела.
Так устроен человек, что не может не поделиться своими переживаниями и проблемами с окружающими. Сотрудники приемных в курсе всего, что беспокоит харьковчан. А беспокоит многое. У кого-то проблема: соседская собака бегает и лает, спать не дает. Старики жалуются на незаботливых детей, кто-то много лет не может поделить с соседом клочок земли, кто-то сталкивается с трудностями при оформлении гражданства. Есть вопросы, где надо выслушать две стороны, поэтому, говорит Елена Олешко, сотрудникам приемных приходится выезжать на встречи со своими подопечными. «Некоторым пожилым людям просто не хватает общения, а их дети, как в одном рекламном ролике: прибежали, поели, побежали дальше, не поговорив со своими стариками. В общем, сталкиваемся с полным спектром городских проблем: от узаконения пристроек в частном секторе до просьб открыть новый маршрут. Недавно пришла женщина по вопросу получения льготного автомобиля. Созвонились с управлением — оказалось, что в декабре она получит свой автомобиль. Можно сказать, ей повезло, потому что мы объясняем заявителям: если ваш номер в очереди тысячный, кто бы за вас ни ходатайствовал, ждать все равно придется, потому что перед вами 999 человек — такие же люди, как и вы.
— Но невозможно же решить все проблемы…
— Люди приходят решить свои личные вопросы, а они, как правило, районные и городские. Хотя уже были случаи, когда приезжали люди из ближнего пригорода. Есть вопросы, в принципе, решаемые, но, допустим, много лет на них нет финансирования. Те проблемы, которые не находят своего разрешения в масштабах города, мэр обсуждает с народными депутатами, в профильных министерствах. Обращения граждан заставляют более пристально посмотреть на серьезные проблемы. Например, проблема подтоплений актуальна для многих районов Харькова: это и Немышля, и Журавлевка, и Жихорь, и Основа. Сейчас разрабатывается программа ликвидации подтоплений. Действительно, есть глобальные проблемы, которые мучают Харьков не год и не два, а много десятилетий. Возьмем ремонт кровель. Казалось бы, руководству города можно решить эту проблему. Но чтобы починить все кровли, нуждающиеся сегодня в ремонте, городским властям понадобится 92 миллиона гривен.
Не выезжая из района
Самой востребованной приемная мэра оказалась в Орджоникидзевском районе — сюда обратились за первый месяц больше всех харьковчан. Руководитель приемной Ольга Вельможная говорит, что это объясняется очень просто. Во-первых, район находится на значительном расстоянии от центра, поэтому дилемма «ехать-не ехать в горисполком» не всегда решается людьми положительно. Во-вторых, район ХТЗ — это практически полностью бывшие ведомственные дома, которые требуют к себе особого внимания. «На сегодняшний день 126 домов требуют капитального ремонта крыш, на это нужно больше 23 млн. гривен. Заводы избавились от своего жилья, от общежитий. А те в очень плохом состоянии, во многих домах нет даже газовых печек и жить в них практически невозможно. В домах местных советов ситуация чуть получше. Но все равно 70% обращений к нам связаны с проблемами в жилищно-коммунальном хозяйстве», — рассказала Ольга Ивановна. В подтверждение ее слов в кабинет вошла бабушка. Жалоба ее состояла в том, что работники ЖЭКа два месяца назад устранили порыв на стояке, а дырку в полу не заделали. На неоднократные просьбы привести все в то состояние, как было до прихода слесарей, ЖЭК не откликнулся. Мол, рабочих рук не хватает. Ольга Ивановна выслушала Татьяну Федоровну, прямо при ней позвонила в ЖЭК, где ей сказали то же самое: ни маляров, ни штукатуров в штате нет, а из 15 слесарей осталось всего два.
— Как же быть, спрашиваю у начальницы приемной: и бабушке надо помочь, и ЖЭК можно понять?
— ЖЭК, возможно, и не в силах помочь Татьяне Федоровне, ведь у нас сейчас есть ЖЭКи, которые укомплектованы кадрами всего на 60%, но мы свяжемся с ПЖРЭП, который найдет возможность направить к этой жительнице специалиста из другого ЖЭКа. Мы так и поступаем в подобных случаях.
— Получается, вы заставляете районные службы выполнять свои прямые функции. Как реагируют руководители тех же ЖЭКов?
— Можно сказать, что заставляем. Реакция руководителей понятна: «У нас нет денег, а вы от нас требуете…» Вот во время начала отопительного сезона на 60 домов работали 2 слесаря. Сейчас на уровне городского совета идет речь об объединении двух ПЖРЭПов, потому что из двух предприятий в одном ситуация почти что катастрофическая.
Возрастной контингент посетителей приемных городского головы — самый разный. Привычнее как-то думать, что в общественные приемные все больше старики ходят, но у молодых тоже есть проблемы. Помочь стараются каждому, но не обходится и без обид. Был такой случай: женщине понадобились деньги на лечение ребенка, помощь она получила. Знакомая заявительницы, узнав об этом, тоже обратилась в приемную, но уже с другого рода проблемой: нужны деньги для поездки ребенка на танцевальный конкурс. Конечно, можно понять желание человека получить какие-то блага для себя и своего ребенка. Но стоит ли обижаться, когда речь идет о здоровье, а может, и жизни ребенка? Что важнее: конкурс или здоровье?

Адреса общественных приемных городского головы

Район Адрес Телефон
Дзержинский Пр. Ленина, 17А, 1 этаж, к. 113 702-17-93
Киевский Ул. Чернышевского, 55, 1 этаж, к. 26 700-03-60
Коминтерновский Ул. Плехановская, 42, 1 этаж, к. 20 732-57-84
Ленинский Ул. Карла Маркса, 34, 1 этаж, к. 27 712-53-16
Московский Ул. Юрьевская, 13, 1 этаж, к. 13 732-77-80
Октябрьский Ул. Полтавский шлях, 11, 1 этаж, к. 3 712-50-34
Орджоникидзевский Пр. Орджоникидзе, 11, 1 этаж, к. 23 93-31-89
Фрунзенский Пр. Маршала Жукова, 17, 1 этаж, к. 2 97-11-23
Червонозаводский Ул. Б. Хмельницкого, 8, 1 этаж, к. 5 732-12-63