Мифы и реальность Всемирной торговой организации Присоединение к ВТО — один из центральных вопросов современной экономической политики Украины. Однако наряду с экономическими выгодами этого шага в отечественных СМИ обсуждение проблем, которые обязательно последуют после принятия Украины в ВТО, чаще всего сводится к противостоянию между сторонниками т.н. «евроинтеграции» и сторонниками вхождения в Единое экономическое пространство, ведущую роль в котором играет Россия. Таким образом, вопрос, имеющий прежде всего экономическую окраску, превращается в политический со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Что такое ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО) — правопреемница ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) — ведет свою деятельность с начала 1995 г. В настоящее время ВТО объединяет 150 стран, регулирует более 96% международной торговли и в современных условиях играет существенную роль в развитии международных экономических отношений.
Кстати, 96% объема мировой торговли, приходящиеся на страны-члены ВТО, вовсе не означают, что на остальные девяносто стран мирового сообщества приходится всего 4% и, соответственно, эти страны можно отнести к отстающим и малоразвитым. Напротив, многие из стран, не входящие в ВТО, сегодня являются мировыми лидерами по темпам экономического развития.
Так, например, средние темпы экономического роста на Украине за последние четыре года составляют около 7%, что намного больше, чем в странах Западной Европы, у которых аналогичный показатель не превышает 1-2%. Кроме этого, и Россия, и Украина в одностороннем порядке возложили на себя обязанность придерживаться правил ВТО, не являясь его членами.
Политизация проблемы членства Украины в ВТО сегодня обострена до предела. Защитники утверждают, что без участия во Всемирной торговой организации экономика Украины не сможет на равных участвовать в международной торговле, получать связанные с этим участием выгоды, защищать себя от дискриминации. Их оппоненты утверждают, что присоединение к ВТО нанесет непоправимый ущерб целым отраслям народного хозяйства и прежде всего тяжелой промышленности и сельскому хозяйству, без которых наша страна превратится в лучшем случае в сырьевой придаток Европы. Причем сырьем будет служить дешевый труд украинских рабочих. Такие опасения имеют под собой веские основания. Вспомним, что первыми шагами правительства Ю. Тимошенко были резкое понижение таможенных ставок для импорта, последовавшее за ним открытие границ для дешевой и низкокачественной продукции из-за границы и, как результат, быстрое нарастание проблем у отечественных производителей.
А разве было время у спешащих в Европу «оранжевых» правительств вспоминать о том, что согласование таможенной политики у этой самой Европы заняло ни много ни мало — аж… 30 лет и каждая страна-основательница ВТО яростно отстаивала прежде всего свой национальный рынок? Неужели кто-то еще надеется на то, что такие страны, как США, Япония или Канада с радостью откроют свой рынок для украинских товаров только на том основании, что сами они очень хотят попасть на внутренний рынок Украины? Для этого нужно уяснить, что же будут делать корпорации Японии, США, Канады или Германии на нашем рынке. Пока же, кроме металлургического комплекса и предприятий химической промышленности, объектов повышенного внимания зарубежных корпораций на Украине не наблюдается… В это же время США, Япония, Канада и другие высокоразвитые страны отнюдь не спешат распахивать двери своего внутреннего рынка для других стран, являясь лидерами по его защите. Так, например, более 10% всех тарифных ставок большой «четверки» (США, Евросоюз, Канада и Япония), т.е. более 4000 тарифных позиций, сегодня превышает 12%, что является по терминологии ВТО пиковой, т.е. самой высокой ставкой. Хотите примеры? Пожалуйста: в Японии пошлина на ввоз риса — 444%, пшеницы — 193%; в США пошлины на ввоз молочных продуктов — 93%, сахара — 91%; в Евросоюзе пошлины на ввоз риса — 231%, молочных продуктов — 205%, сахара — 279%. Так что удастся ли Украине завалить Европу дешевым сахаром и молоком со сметаной — судите сами.
КАК РЕГУЛИРУЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВТО
Это самый важный вопрос. Своеобразной конституцией ВТО является текст Генерального соглашения по тарифам и торговле, включающий в себя 38 статей, объединенных в четыре части.
Главное, как всегда, в самом начале: статья 1 гарантирует всем участникам Соглашения режим наибольшего благоприятствования в торговле.
Прекрасно! Но подводный камень кроется в деталях. Читаем дальше: в статье 2 говорится, что договаривающиеся стороны обязаны представить списки тарифных уступок. О том, как «уступают» свой рынок развитые капиталистические страны, можно ознакомиться несколькими абзацами выше.
Казнить нельзя помиловать
Перейдем к самому неудобному вопросу для сторонников ускорения вступления в ВТО, а именно: какими будут потери Украины? Приведем примеры из практики наших соседей и вчерашних братских республик. Так, например, в Болгарии, по условиям ВТО государственная поддержка сельского хозяйства за два года была сокращена на 79%, в Киргизии, Монголии, Грузии, Молдове, Латвии и Эстонии уступки странам ВТО уже привели к 10%-му сокращению валового продукта сельского хозяйства.
Не менее впечатляющи цифры потерь и в промышленном секторе этих стран. К тому же многие из названных стран были вынуждены принять на себя т.н. «нулевые» инициативы — обязательства по снижению до нуля импортных тарифов на некоторые виды товаров. Существует еще одна особенность украинской экономики, о которой иногда забывают — это высокая (71,6%!) зависимость объема ее экспорта от природных ресурсов. Для сравнения: в США эта зависимость составляет 21,8%, а в Японии — 2,6%. На деле это означает, что мы вывозим в основном продукцию с низким уровнем технологической обработки — природные ресурсы, продукцию черной металлургии, полуфабрикаты химической промышленности. А цены на такую продукцию, как известно, очень зависимы от мировой конъюнктуры. В случае с Украиной речь не идет об экспорте нефти и газа, цены на которые за последние годы выросли многократно. Но и этот рост не расслабляет руководство России и побуждает его наполнять нефтедолларами Стабилизационный фонд с целью перенаправления потоков инвестиций из добывающих отраслей в высокотехнологичные производства. Возможно ли такое в нашей стране — покажет время. Пока же вопрос, в каком месте ставить запятую в фразе, вынесенной в подзаголовок, остается открытым.
Правительство Януковича выбрало единственно возможную тактику — последовательно защищать интересы национального производителя. Только процветание национальной экономики выведет Украину из тяжелого социально-экономического кризиса — альтруистов, готовых бесплатно помогать ей после распада СССР, на земном шаре давно нет.
P.S. Только правильная государственная политика способна обеспечить выгоды для Украины от присоединения к ВТО:
— получение в отношениях со всеми странами-членами ВТО режима наибольшего благоприятствования, что важно прежде всего в тех случаях, когда права Украины ущемляются;
— выход в международное правовое пространство и получение защиты отечественных производителей на основе применения норм и правил ВТО;
— доступ к механизму разрешения торговых споров в рамках ВТО;
— приведение украинского законодательства и практики внешнеторговой деятельности в соответствие с международными методами регулирования торговли;
— расширение доступа отечественных предпринимателей к внешним рынкам в результате создания более благоприятных условий для инвестиционного сотруд-
ничества;
— принятие непосредственного участия в дальнейшей разработке норм, регулирующих международную торговлю.
ВТО не будет ждать Украину
На принятие Украиной необходимых законов для вступления в ВТО у парламента осталось три недели. В противном случае вопрос о членстве в начале 2007 г.
переносится на неопределенный срок.
Как заявил министр экономики Владимир Макуха во время парламентских слушаний о состоянии подготовки вступления в ВТО, только при условии «безотлагательного» принятия необходимых 20 законов «Украина присоединится ко Всемирной торговой организации уже в феврале следующего года».
Макуха напомнил, что переговоры о присоединении начались еще 13 лет назад и только в этом году была достигнута договоренность со всеми странами-членами этой организации.
В частности, как пояснил министр, последним шагом со стороны Украины на пути присоединения должно стать урегулирование украинского законодательства. После чего, уже в декабре 2006 г., на официальном заседании рабочей группы по подготовке вступления «может состояться верификация законов в соответствии с обязательствами, которые были зафиксированы». Если эти процедуры пройдут нормально, заявка на вступление Украины в ВТО может быть рассмотрена уже в феврале 2007 г. Генеральным советом ВТО.
Все необходимые законопроекты, а их насчитывается 21, уже находятся в парламенте для рассмотрения. Макуха предостерег парламентариев, что внесение изменений в разработанные проекты законов рабочая группа расценит не иначе, как отказ Украины от взятых на себя обязательств и нежелание присоединяться к Всемирной торговой организации.
Для конструктивной работы правительства и парламента представители Кабмина даже разработали график. Как заявил премьер Виктор Янукович, «с Верховной Радой есть договоренность, что этот график будет обеспечен и в ноябре месяце мы по основным законам должны принять позитивные решения».
В свою очередь, зампредседателя секретариата президента Арсений Яценюк заявил, что «Украина сегодня на 90% находится в пределах ВТО. «10% — это 21 закон, который осталось нам принять», — заявил он. (По материалам Utro.ua)