В Харьковской муниципальной галерее открылась выставка известного далеко за пределами Харькова фотохудожника Владимира Бысова.

Проект «Zoo: Love Story. Портреты» – о радости жизни, о любви и свободе. Выставка продлится до 5 февраля.

У дельфинов есть чему поучиться


Романтическая история двух дельфинов, случайно подсмотренная в ялтинском дельфинарии, подвигла Владимира Бысова на серию фотографий.

– Я и раньше пытался снимать дельфинов – с корабля, но в естественных условиях сделать это сложно, – делится автор. – Два года назад я был в Ялте на конференции. В паузе между докладами вышел на балкон гостиницы и ошалел: внизу в дельфинарии началась любовная игра двух дельфинов. Возможно, с моей стороны это было нескромно – подглядывать за чужой личной жизнью, но я не испытывал угрызений совести. Дельфины были такими веселыми и свободными, что я достал фотоаппарат, длинный объектив и, забыв о конференции, около часа снимал эту радость жизни. Мы небрежно называем животных братьями нашими меньшими, но именно в тот момент я понял: еще неизвестно, кто из нас меньший брат. Их свобода и радость вызывает только уважение, и дай бог людям научиться так себя ощущать.

У птиц оказались чудесные «лица»


Вторая серия работ на выставке посвящена птицам. Фотограф уверен: несмотря на то что крылатые персонажи его снимков – обитатели харьковского зоопарка, от них исходит ощущение настоящей свободы (к слову, на фото решеток не видно).

Птицы – многолетнее увлечение фотографа, но раньше его интересовала большей частью диковинная графичность и декоративность их оперения. А недавно у него появилась новая фототехника, которую захотелось протестировать, а поскольку художник живет недалеко от зоопарка – туда и направился. Фотографа сразила выразительность птичьих глаз. Так в его портретной галерее оказались орланы, ястребы, фазаны, страусы с осмысленными человеческими лицами.

– На анималистические конкурсы не принимают работы, на которых животные сняты в зоопарке. Во-первых, потому, что они находятся в неволе (как будто они в чем-то провинились). Во-вторых, считается, что это легче, чем снять их в естественной среде обитания. Однако когда я присмотрелся к птицам в зоопарке повнимательнее – решил сделать галерею портретов этих замечательных созданий. Меня удивило, насколько адекватно они себя ведут перед камерой. Сначала при виде меня птицы прятались, уходили, но я долго стоял у каждой клетки, и, мне кажется, они начинали понимать, что происходит. На снимках видно выражение их глаз. Я очень хотел сделать снимок золотого фазана: у него очень серьезный взгляд и великолепный золотой хохолок. Иногда он его приподнимает, и тогда хохолок смотрится как каска. Я ждал этого момента, но, к счастью, наступил другой момент -- он на меня так хорошо посмотрел! – восторгается Владимир Бысов.

Земля с птичьего полета – это его страсть


Небо и высота манят Владимира Бысова давно. В 1970-х годах он окончил Московский физико-технический институт, факультет космических исследований, после вуза занимался аэрокосмической наукой.

– Работал в институте низких температур: мы делали специальную аппаратуру для изучения Земли с самолета – облетели весь Советский Союз, от Прибалтики до Камчатки, – рассказывает Владимир Бысов. – Тогда я и занялся аэрофотографией. Снимал отовсюду: с дельтапланов, воздушных шаров, парашютов, самолетов. Вид Земли сверху – это божественно. Видно все величие природы. Сверху незаметны мелкие проблемы, но зато очень хорошо просматривается вмешательство человека в окружающую среду. Когда мы летали над Якутией, наблюдали характерную картину: если в реке нет золота, сверху она выглядит нормально – красивая река с живописными берегами. А река, в которой идет золотодобыча, похожа на послеоперационный шрам с неровными швами. Это уродливо, ужасно, и ты понимаешь: вода не скоро разбросает завалы камней, и чтобы река вернулась в свое состояние, понадобятся тысячи лет.

В 1990-х годах, когда наука стала мало кому нужна, специалист по аэрокосмической науке переквалифицировался в фотографа. Однако его страсть к небу и высоте никуда не делась: Владимир Бысов продолжает снимать Землю сверху, а птицы изумляют его до сих пор.

– Несмотря на то что я закончил аэрокосмический институт, до сих не понимаю, как они летают, – улыбается Владимир Бысов.

Орел – птица гордая. И нежная


Возможно, вдохновленный дельфиньей нежностью, фотохудожник однажды создаст еще одну серию работ – с историей любви птиц. По крайней мере, он рассказывает, как однажды в Якутии наблюдал любовную игру орла и орлицы.

– Они гонялись друг за другом в воздухе, а потом целовались – смыкали клювы в замок с таким громким щелчком, что было слышно снизу, – вспоминает Владимир Бысов. – Две птицы, сцепившись клювами, падали вниз. Невообразимое зрелище. Они падали – и, буквально метров пять не долетая до земли, «расстегивались», расправляли крылья и уходили вверх. Затем все повторялось снова.

Мнение профессионала
– Жизнь в гармонии – это жизнь в прекрасном, и это высший пилотаж. Это не каждому дано, но Владимиру Бысову дано от Бога, – считает главный архитектор Харькова Сергей Чечельницкий.