Уважаемые читатели, вы не задумывались над тем, почему в нашем регионе так много аварий и других дорожных неприятностей? Оказывается, Харьков известен не только рынком «Барабашова» и танкостроительным заводом имени Малышева, но и удивительным для «ментовского» города игнорированием Правил дорожного движения (ПДД). Причем при любых обстоятельствах и всеми участниками указанного движения.
Конечно, приятно сознавать, что потенциально Харьковская область является самым правоохраняемым регионом Украины. Как-никак, здесь работает куча специальных вузов (от Университета МВД до Национальной юридической академии имени Ярослава Мудрого), десятки факультетов и просто отделений юридической направленности. Однако беспорядка на дорогах региона меньше от этого не становится.Информационные ленты напоминают сводки с фронтов. Восемь человек попали в больницу после аварии на перекрестке проспекта Маршала Жукова и улицы Слинько. Там столкнулись маршрутное такси и грузовик. Возле села Токаревка (Красноградский район) перевернулся микроавтобус «Мерседес». Две женщины погибли, еще три пассажира — в больнице. В одном месте насмерть сбили пенсионера на мопеде, в другом — столкнулись маршрутный автобус и КамАЗ. Пострадал 21 человек. И так далее.
«Полоса неудач», — подумают одни, самые суеверные. «Совпадение, обычно аварий меньше», — неуверенно выскажутся другие, более осторожные. «Осень, мокро, плохая погода», — предположат третьи. И все будут неправы. Несоблюдение общепринятых правил дорожного движения харьковскими участниками дорожного движения — это визитная карточка наших автомобилистов.
Об этом знают даже в Крыму. Нынешним летом, отдыхая на Черноморском побережье полуострова, автор этих строк слышал из уст тамошних таксистов достаточно крепкие фразы по поводу манеры езды харьковских водителей. Не зная, что я сам из Харькова, один из «шашечных» крымчан долго и искусно описывал способы экзекуции, коим он с удовольствием подверг бы приезжих из Харькова за их бесцеремонность на дороге и наглость по отношению к другим участникам дорожного движения.
Мой патриотизм и желание защищать харьковских автолюбителей улетучились сразу же, как я проанализировал ситуацию и понял, что критики правы. Может, не на все 100%, но на 75% — это точно.
Харьковчане привыкли к тому, что владельцы автомобилей, передвигаясь по улицам, по-своему трактуют правила дорожного движения. Все куда-то спешат, сигналят друг другу и прохожим, пытаются проскочить на красный свет светофора. Матерятся, если вдруг появляется участник дорожного движения, который соблюдает официальные ПДД, но его поведение не вписывается в харьковские понятия о езде.
На территории нашего города есть несколько мест, которые сами «гаишники» считают аварийными. Всякие неприятности случаются именно в таких местах. Одно из таких мест — перекресток спуска Пассионарии и улицы Клочковской. Получается так, что на перекресток машина выезжает вполне по правилам, на зеленый светофорный «огонек». Но пока аккуратный автолюбитель переедет трамвайные рельсы, светофор сменяет цвет и пропускает вереницу машин справа и слева. В итоге образуется пробка, потому что аккуратного водителя не хотят пропускать, несмотря на ПДД, которые однозначно требуют пропустить транспортные средства, уже находящиеся на перекрестке.
Не слишком уважают харьковские автомобилисты и прохожих, которые имеют право беспрепятственно переходить дорогу по разметке типа «зебра». Сколько раз приходилось наблюдать за акробатическими прыжками тех, кто в последний момент увиливает от колес наглого автолюбителя или «заряженного» тройной таксой таксиста!
Выросшие в таких экстремальных условиях харьковчане по привычке ведут себя по-харьковски и в других городах, чем вызывают немалое удивление со стороны местных жителей. Скажем, если в Киеве кто-то из прохожих рванул через дорогу, не дожидаясь зеленого сигнала светофора — десять к одному, что перед вами житель первой столицы. Между тем в цивилизованных обществах водитель ведет себя согласно Правилам, а не чьей-то странной привычке.
А как же Госавтоинспекция? А никак! У них и без этого проблем хватает. Расформировывают, переименовывают, урезают финансирование и семь дней в неделю меняют подходы к работе ГАИ — такое наведению порядка, мягко говоря, не способствует. Впрочем, сами «гаишники» не особо и напрягаются в борьбе за порядок на дорогах. Скорее наоборот. Однажды пришлось стать свидетелем ситуации, когда на Белгородском шоссе (подальше от недремных глаз) сотрудники ГАИ останавливали машины и пытались содрать штраф за явно чужое превышение скорости, зафиксированное на радаре.
Как ни смешно (и одновременно грустно), но правила дорожного движения нередко нарушают и сами правоохранители, пользуясь своим служебным положением с претензией на неприкосновенность. Как бы то ни было, но за мышиной возней с кадрами и зарплатой Департамент ГАИ забыл о главном — наведении порядка на дороге. Наверное, еще не скоро харьковчане отучатся с малолетства привыкать к странной мысли: в Харькове действуют свои собственные правила дорожного движения. Хочешь выжить — нарушай ПДД сам.