Даже если бы Моцарт не прославился своими музыкальными произведениями, он бы все равно попал в историю как фигура, имеющая непосредственное отношение к уникальному методу воспитания музыкой, названному его именем. Эффект Моцарта, который давно признан в Европе и практически неизвестен на Украине, в Харькове уже два года внедряется в учебно-воспитательном комплексе № 15.

Известно, что Моцарт начал писать музыку в четырехлетнем возрасте, а повзрослев физиологически, с точки зрения творчества и остроты восприятия остался тем же ребенком. Вся «соль» музыки Моцарта заключается в том, что она положительно влияет на подсознание человека на уровне высоких частот. Низкие же частоты, наоборот, у большинства людей вызывают раздражение. Как выяснили специалисты, в воспитательных целях музыка полезнее всего не взрослым, а детям, чей характер и привычки находятся в стадии формирования. Детская психика наиболее податлива мелодиям, написанным великим Моцартом.
Знакомство с неизвестным
Как рассказал директор УВК-15 Владимир Корнеев, история эффекта Моцарта в Харькове начиналась совершенно случайно, в Париже. Им, туристам, предоставили выбор: посетить муниципальный (прямое подчинение городу) детский сад или побывать на кладбище, являющемся местной достопримечательностью. Владимир по наитию предпочел детсад и остался доволен своим выбором.
С первых минут пребывания в учреждении харьковчанин обратил внимание на фоновую (негромкую) классическую музыку, которая здесь звучала. Потом гость заметил, что музыкой сопровождались занятия в одной детской группе, которую им показали, в другой, третьей. В результате состоялся ознакомительно-пояснительный разговор с директором детского сада.
Выяснилось, что метод влияния под названием «эффект Моцарта» в Европе применяют давно, здесь работает порядка 150 центров по внедрению этого эффекта в учебных и лечебных учреждениях. К Моцарту «подключают» также беременных и недавно родивших женщин.
Услышанное поразило Владимира Корнеева, до этого увлекавшегося музыкой лишь на любительском уровне (послушать-расслабиться). И он решил применить уже апробированный за рубежом метод воспитания в Харькове.
Вместо успокоительного
Ни в Украине в целом, ни в Харькове в частности об эффекте Моцарта почти ничего не знают. Единственное, что могли вспомнить современные харьковские учителя при упоминании «благотворного влияния музыки», — это общеизвестная информация о том, что классические мелодии «повышают надои у коров».
Первые шаги «эффекта Моцарта» в Харьковском УВК-15 были осторожными. Сначала пробовали воздействовать на одну группу детишек. И только потом, увидев заметный эффект, начали применять то же самое и в остальных группах.
В УВК-15 новаторский метод применяется уже два года. Владимир Корнеев оказался первым на территории Украины и вторым на постсоветской территории (нечто подобное есть в Москве), кто применил эффект Моцарта на практике.
Отзывы воспитателей детского сада о методе однозначно положительные. Сегодня они не представляют, что бы делали с особо энергичными ребятишками без «эффекта Моцарта». Даже у тех детей, кого изначально считали неисправимыми егозами, уровень эмоциональности перестал «зашкаливать». Оказалось, что эта классическая музыка влияет на поведение человека так, как принятие сильного успокоительного лекарства. Ребята стали более спокойными. Огромная разница заметна между теми, кто с эффектом Моцарта не знаком, и первоклассниками, с детского сада слушавшими классическую музыку.
Поэтому, наверное, и родители не возражают против применения «эффекта Моцарта» к детям. Они даже рады тому, что маленькие чада никогда не говорят: «Я туда идти не буду!», а с удовольствием торопятся в детский сад, где звучит музыка.
Жизнь под музыку
Обыкновенное занятие в детском саду УВК-15 выглядит примерно так. Воспитатель общается с детишками младшей группы (четвертый год жизни) на ту или иную тему (скажем, рассказывает о петушках и курочках), а в это время из динамиков льется негромкая музыка Моцарта, которая помогает воспринимать информацию. Потом воспитатель усаживает мальчиков и девочек за столики рисовать этих петушков. В это время играет уже другая мелодия Моцарта. Специалисты детского сада знают, когда нужно включать ту или иную кассету с целительной музыкой. Скажем, после математических задачек, забирающих много умственных сил, лучше включать детям успокаивающую музыку. Есть записи для отдыха, для творчества, для воображения, для восстановления, других видов деятельности. Под музыку дети даже засыпают лучше.
Между прочим, исследователи всячески советуют использовать эффект Моцарта не только взрослым и детям (кстати, чем раньше — тем лучше), но и на более ранней стадии. Оказывается, ухо у человеческого плода формируется уже на шестой неделе беременности, в утробе матери. А жидкость, которая окружает ребенка, усиливает восприятие звуков, доносящихся извне. Именно в это время благодаря использованию той или иной музыки родители имеют уникальную возможность повлиять на характер будущего сына или дочери.
В принципе, на человеческую натуру может влиять любая музыка, только каждая по-разному. Кому-то нравится тяжелый рок, кому-то — музыка без ударных инструментов. В детском саду используют в основном произведения Моцарта, но не пренебрегают и другими композиторами. Во время занятий пластической гимнастикой могут включать медитативные мелодии в стиле нью-эйдж. Более спокойную, чем у Моцарта, музыку планируется использовать в реабилитационной комнате, которая начнет работать в ближайшее время.
А дальше — тишина…
Опытом практического использования эффекта Моцарта Владимир Корнеев и его единомышленники делились неоднократно, в том числе с представителями Харьковского областного научно-методического института непрерывного образования и валеологами Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. Новаторов из Харькова приглашают на международные форумы.
Новаторские подходы к воспитанию детей, которые используются в УВК-15, интересуют многих, но с внедрением эффекта в других местах дело пока никак не идет. Это при том, что в упомянутом учреждении воспитываются в том числе и дети «не последних людей» — работников прокуратуры, городских и районных властей, отделов образования.
В разное время в УВК-15 появлялись чиновники и педагоги, которые вроде бы активно интересовались эффектом Моцарта. Расспрашивали, загорались идеей сделать что-то подобное у себя. Но ситуация остается та же: спрос есть, а предложений — ноль. Между прочим, каждый раз, едва появившись на украинских прилавках, книга Дона Кемпбелла «Эффект Моцарта» (объемом 320 страниц) моментально раскупается. А нормальные звукозаписи специально подобранной музыки днем с огнем не сыщешь — спрос в несколько раз выше предложения.
По мнению первооткрывателей «эффекта Моцарта» в Харькове, краеугольный камень, лежащий на пути признанного во всем мире способа воспитания, — педагогический консерватизм. Хотя педагогика, как известно, совершенствуется бесконечно.