Одиннадцать новых станций метро, решение квартирного вопроса для каждого харьковчанина, зонирование, которое не допустит варварской застройки города, – такую перспективу обрисовали авторы проекта нового генерального плана Харькова.

Последний генплан Харькова составлялся в 2003 году. За десятилетие произошли изменения в численности населения, в строительстве жилья, в состоянии окружающей среды, в обеспеченности горожан учреждениями и предприятиями сферы обслуживания, инженерно-транспортной инфраструктурой, говорят архитекторы. В связи с чем и предлагают внести в прежний генплан коррективы.

Харьков будут застраивать по новым правилам


25 февраля на заседании городского архитектурно-строительного совета обсуждался проект генерального плана города, рассчитанного до 2031 года. Заказчик внесения изменений в генплан Харькова – Департамент градостроительства, архитектуры и земельных отношений Харьковского горсовета, разработчик – Украинский государственный НИИ проектирования городов Гипроград, выполнявший в 2003 г. последний генплан Харькова. Одна из ключевых позиций проекта нового документа – строительство жилья.

– По генеральному плану 2003 г. намечалось до 2026 года ввести в эксплуатацию 6 млн кв. м жилья, из них 4,6 млн кв. м – многоквартирного жилья и 1,38 млн кв. м – усадебного, – рассказывает начальник архитектурно-планировочного управления института Гипроград Владимир Токарь. – Ежегодно планировалось введение 250 тыс. кв. м жилья. За прошедшие 7–8 лет город ввел в эксплуатацию 1,56 млн кв. м жилья – фактически по 230–240 тыс. кв. м в год, то есть реализация генплана проходила в соответствии с заложенными в нем прогнозами. В проекте нового генплана заложен еще больший объем жилищного строительства – не 6 млн, а 9 млн. кв. м, с таким расчетом, чтобы в 2030 году в Харькове на одного жителя приходилось 29 кв. м жилья. Расчетный срок реализации этой программы – 2031 год.

Проектировщики предусмотрели строительство 7,3 млн. кв. м многоквартирного жилья и 2,4 млн. кв. м усадебного. К слову, раньше при расчетах усадебного дома Гипроград исходил из того, что в Харькове он будет строиться площадью в среднем 150 кв. м.
– Но показатели по городу превзошли эти расчеты: сейчас площадь усадебного дома в Харькове в среднем составляет 250 кв. м, – отмечает Владимир Токарь.
После присоединения дополнительных территорий у Харькова появилось больше возможностей для жилищного строительства. По мнению начальника архитектурно-планировочного управления Гипрограда, под него можно отвести несколько площадок, в частности: 45 га Ивановской промзоны (Ленинский район), 23 га на Полтавском шляху, 52 га на ул. Шевченко, 13 га на месте бывшего завода «Серп и молот», полигон ХАИ.

Когда в Харькове появится четвертая ветка метро


Крупные метаморфозы запланированы и в транспортной сети.

Самые, пожалуй, «революционные» изменения проектировщики задумали в развитии Харьковского метрополитена, предложив создать до 2031 года в метрополитене новую ветку.

– Предложена новая, четвертая линия метро, которая должна связать Салтовскую и Холодногорско-заводскую линию, соединив станции метро «Советской Армии» и «Героев Труда»: там предполагается четыре новые станции, – сообщил начальник сектора транспортных сетей института Гипроград Дмитрий Жуков.

Что касается наземного транспорта – проектировщики хотят убрать трамвайные маршруты в центре города и заменить их на троллейбусные.

– Трамвай действительно обладает высокой пропускной способностью, но в том случае, когда он проходит на обособленном полотне, – поясняет Дмитрий Жуков. – В Харькове в центре города трамвай практически идет по проезжей части, а это уменьшает скорость автомобилей. Кроме того, значительны шум и вибрация. Поэтому мы решили применить более маневренный вид транспорта – троллейбус, почти равный трамваю по пропускной способности.

В Харькове предлагают осваивать новые территории


Проектировщики предлагают и строительство новых автостанций: на пересечении пр. Победы и пр. Людвига Свободы, возле ст. м. «Пролетарская», на Восточной Салтовке – пересечении Салтовского шоссе и окружной дороги, в районе проектируемой ст. м. «Залютино». В генплане города заложено и развитие автобусной сети.

– При наличии магистральных улиц автобусы можно запускать практически везде. Мы стремимся к увеличению плотности сети и радиуса доступности линий для харьковчан, рекомендуем также ввести экспресс-маршруты, – говорит Дмитрий Жуков.
Застройка и использование территории города будут регулироваться зонингом. Таково требование вступившего в силу с 1 января 2013 года Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

– Зонинг необходим, чтобы рационально использовать земли, не допуская перенаселения в определенных местах, – объясняет советник председателя Государственного агентства земельных ресурсов Украины Андрей Степичев.

Он рассказал, что зонинг предполагает разделение территории города на восемь основных зон: жилую, общественную, рекреационную, транспортную и инженерной инфраструктуры, коммунально-складскую, производственную и специальную. Каждая из них подразделяется на подзоны. Любой объект, который захотят построить в городе, должен будет обязательно соответствовать своей зоне. Харьков уже разделили, и базовым документом для разработки зонинга стал генплан города, схема красных линий магистральных улиц, проекты определения границ исторических ареалов города и изменения к генеральному плану. Как сообщил главный архитектор Харькова Сергей Чечельницкий, после утверждения проекта зонинга на сессии горсовета с ним сможет ознакомиться любой харьковчанин на сайте горсовета.