28 февраля завершился прием заявок на V Международный кинофестиваль «Харьковская сирень», который стартует в середине мая.

В Первой столице снова ждут земляка и желанного гостя – почетного гражданина Харькова, народного артиста России Владимира Фокина, который уже в пятый раз возглавит жюри международного кинофестиваля «Харьковская сирень».

За Владимиром Фокиным охотился сам Марсель Марсо


Владимир Фокин родился  в Харькове в семье фармацевтов.  Творческий старт будущему режиссеру был дан, когда восьмиклассником он пришел в театр Дворца пионеров. После школы Владимир Фокин поступил на электромашиностроительный факультет харьковского политеха и там загорелся идеей студенческого самодеятельного театра. Это была очень важная страница в жизни режиссера.

– В 1964 году я с двумя моими братьями, которые тоже учились в ХПИ,  создал театр «Силуэт», – вспоминает Владимир Фокин. – Тогда, в эпоху «оттепели», наблюдался интеллектуальный подъем, по всей стране было мощнейшее движение студенческих театров. «Силуэт» получил всесоюзную известность – стал лауреатом первого и, к сожалению, единственного фестиваля студенческих театров, прогремел на всю страну и потом представлял Советский Союз на всемирном фестивале. «Силуэт» был в основном театром пантомимы, а я в нем был еще и ведущим актером (тогда по габаритам я был примерно втрое меньше). Занимался пантомимой очень серьезно и небезуспешно: когда я был на пятом курсе ХПИ, Марсель Марсо, который создавал европейскую труппу молодых мимов, но плохо понимал идеологию нашего тогдашнего государства, был настроен очень решительно: «Я тебя немедленно зачисляю в свою труппу!»

В студенческие годы Владимиру Фокину хватало времени и на учебу, и на творчество. Кроме работы в «Силуэте», он успевал участвовать в театре чтеца, лицедействовал в КВН, в театре эстрадных миниатюр, которым тогда руководил в ХПИ известный нынче писатель и кинодраматург Аркадий Инин.  А еще вместе с другими студентами-технарями Владимир Фокин без конца колесил  по театральной Москве.

– Тогда ездить в Москву было легко – достаточно было дать проводнику десятку. Мы не пропускали ни одной премьеры в московских театрах – висели в театрах буквально на люстрах, – рассказывает режиссер. – Не было случая, чтобы мы не попали на новый спектакль в «Современнике» или в «Театре на Таганке.

Выпускник ХПИ стал мэтром кино


Насыщенная театральная юность сбила харьковского инженера с проторенного вузом электромашиностроительного пути: поработав несколько лет по специальности, он поступил во ВГИК на режиссерский факультет. В 1977 году Владимир Фокин участвовал в съемках фильма «Ливень», но его дебютом и выпускной работой стал короткометражный фильм «Смерть чиновника». В 1980-х он активно снимал, но самую большую известность ему принес телесериал «ТАСС уполномочен заявить...» В 1990-х, когда съемок стало меньше, работал художественным руководителем киностудии «Рапид»,главным режиссером телекомпании «Каскад», активно участвовал в передачах на телевидении, преподавал во ВГИКе. В последние годы руководил второй Международной летней киношколой ВГИКа.

Даже распоследнего негодяя нужно играть правдиво


Сейчас Владимир Фокин – маститый киномаэстро, у которого прочно сложилось видение режиссерской миссии.

– Кино, как и любая художественная деятельность, – это зона, в которой каждый умирает в одиночку: каждый выбирает свой путь, язык, – убежден Владимир Фокин. – Я воспитан в традициях, которые предполагают восприятие искусства как некое служение, и для наиболее честных людей моего поколения это восприятие таким и остается. Мы тоже любим жить в хороших отелях, ездить на красивых автомобилях и плавать на комфортабельных судах, но если возникает выбор – выбираем все-таки искусство, а не житейские блага.

Так, впрочем, рассуждают не все, и сейчас неумело, наспех сделанная режиссерская работа стала даже нормой, сетует Владимир Фокин.

– Мы видим это в бесконечной телевизионной жвачке, которой потчуют население. И я уверен, что это не только бизнес, но и некая политика, потому что население удобнее, чем народ – это ближе к стаду, а стадом проще управлять, – считает Владимир Петрович. – Наступила эпоха дилетантов, правда, все же брезжит надежда, что мы подбираемся к начальной стадии выхода из этой эпохи. Режиссером сегодня может назваться любой прохожий, который знает, что режиссер – это такой человек, которого показывают в кино как самого главного. Такой себе командир, которому красивые девушки носят кофе, все вокруг него бегают на цыпочках, а он скажет слово «мотор», помолчит какое-то время, потом скажет «стоп». Артисты прикинутся, оператор снимет, монтажер «смонтажирует», композитор «подложит» музычку: глядишь – и кино слепилось, вроде можно показывать. Я же  сторонник кинематографа большого стиля и мне интересно только то кино, которое затрагивает  глубинные и серьезные проблемы человеческого бытия в любом жанре, вплоть до самого легкого и развеселого. Я нацеливаю ребят, которых обучаю, на главное: «Ищи ложь, фальшь, диссонанс». Правда, это единственный критерий, и «верю» или «не верю» по Константину Станилавскому остаются актуальными. Я смотрю телевизор, как правило, спиной. И советую начинающим режиссерам тоже смотреть свое кино спиной к экрану. В плохом кино сразу слышно, кто «хороший», а кто «плохой». А люди многомерны, и у каждого своя правда. Даже распоследнего негодяя нужно играть с позиций правды. Актер – всегда адвокат для своего персонажа.

Хороший режиссер должен сполна отвечать за результат


Владимир Фокин оценивает работу коллег и по уровню игры исполнителей.

– Есть режиссеры, которые почти не работают с актерами, – говорит мастер. – А для меня режиссер начинается с того, как у него играют актеры. В разных руках один и тот же актер играет по-разному, и даже выдающиеся могут играть так плохо, что хоть святых выноси. Я предпочитаю открывать артистов или поворачивать их неожиданной стороной. Хороший отличается от плохого, как скрипка Гварнери от скрипки, сделанной на мебельной фабрике «Красная синька». С плохим актером нужно гораздо больше работать -- приходится тащить его на себе до нужного результата. При выборе исполнителей я тоже ошибался, но уж если плохой актер ко мне попадал – он все равно был обречен сыграть так, как мне надо.

Владимир Фокин – «наш человек»


Он давно уже пустил корни в Москве, но так и остался харьковчанином. Владимир Фокин помнит харьковское детство, рассказывает о нем и о родном городе в своих работах и даже приезжает снимать здесь свои картины. Одна из самых важных линий в 16-серийном фильме «Пятый ангел» – харьковская. Все эпизоды харьковской эпопеи героев сняты в нашем городе. Один из главных героев фильма — из еврейской харьковской семьи, в которой до его рождения было четверо детей, их всех уничтожили в Дробицком яру. Родители мальчика (а их играют Лия Ахеджакова и Альберт Филозов) решились родить еще одного ребенка. Мальчика играют шестеро детей разного возраста. К слову, маленьких актеров для фильма тоже нашли в Харькове – в одном из детских театров. Фокин вообще любит работать с харьковской ребятней.

– Когда я выбирал детей для фильма «До первой крови», перебрал в Москве чуть ли не всех детей нужного мне возраста. В основном этим занимались мои помощники, но только через мои руки прошло около шести тысяч детей. А в Харькове из очень узкого круга ребят мы выбрали замечательных персонажей, которые, на мой взгляд, сыграли прекрасно.

Кинофестиваль вернул Владимира Фокина в Харьков


В мае известный кинорежиссер, сценарист и актер Владимир Фокин приедет в Харьков, чтобы в пятый раз возглавить жюри кинофестиваля «Харьковская сирень».

– Он – наш: с ним очень легко общаться, – говорит начальник управления по делам прессы и информации Харьковской облгосадминистрации, сопредседатель оргкомитета кинофестиваля «Харьковская сирень» Виктория Маренич. – Через фестиваль «Харьковская сирень» прошли немало кинематографистов и режиссеров с мировым именем, побывали многие гости, но с нехарьковчанами сложнее общаться: у них другой менталитет, они по-другому мыслят. А с Владимиром Фокиным разговариваешь на одном языке, и  это язык Харькова. У всех людей с харьковскими корнями есть особая черта – оставаться настоящим харьковчанином. Мне кажется, что Владимир Петрович от родной земли корнями никогда и не отрывался.

Кинофестиваль «Харьковская сирень» вернул Владимира Фокина в Харьков: он стал чаще бывать в родном городе. Большое и громкое его возвращение вылилось в присвоение почетного звания «Почетный гражданин города Харькова». Это звание Владимир Фокин получил в 2011 году. У мэтра кино немало регалий, но он очень гордится харьковским званием. Он носит знак почетного гражданина и признается: «Для меня это самая главная награда в жизни».

Из досье
Владимир Петрович Фокин – народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств РФ, член правления Союза кинематографистов РФ, член Национальной академии кинематографических искусства и наук России.
Режиссерские работы: «Смерть чиновника», «Сыщик», «Александр Маленький», «ТАСС уполномочен заявить...», «Клуб женщин», «До первой крови», «Дом для богатых», «Пятый ангел», «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны».
Актерские работы: водитель в фильме «Шкура», «Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского», Леонард Гудилин в телесериале «Пятый ангел».