В Муниципальной галерее проходит выставка скульптора Александра Ридного «Эдип-царь».

В этом году Харьковская городская художественная галерея, больше известная в народе как «муниципалка», отмечает свое десятилетие. Есть авторы, которые сотрудничают с ней все годы существования. Александр Ридный — один из них. Директор Муниципальной галереи Татьяна Тумасьян называет Ридного своим большим другом. По совместительству он — глава художественного совета галереи, постоянный член жюри молодежного фестиваля «Non Stop Media». Александр Ридный возглавляет кафедру скульптуры в Худпроме, является заслуженным деятелем искусств Украины, не один раз назывался лучшим скульптором года. По рейтингу ассоциации арт-галерей Украины творчество Ридного неоднократно получало высшую оценку. В общем, «Ридный — один из ведущих мастеров современного искусства» (цитата из пресс-релиза).
Скульптора Ридного коллеги хвалят за хорошую фантазию. Этому не учат ни в одном институте, говорит Феликс Бетлиемский. «Скульптор, он так, ничего себе, а вот явление интересное», — считает Федор Юрченко, преподававший скульптуру Александру Ридному.
Выставка «Эдип-царь» производит странное впечатление. Второй этаж галереи — во мраке, все скульптуры и объекты поместились на первом. Здесь и нечто, отдаленно напоминающее домашнего прусака, но с рогами (оленя или другого животного?). Объект под названием «Сексуальный агрессор». Несколько картин Ридного. Несколько гипсовых скульптур. Две фигурки, покрытие перьями, ростом с трехлетнего ребенка. Одна с черным лицом, вторая — со светлым, но верхом на носороге. Это Амуры, как их назвал автор.
Почему выставка называется «Эдип-царь»? Мне как человеку, читавшему трагедию Софокла, не было понятно, при чем тут Эдип и что хочет Александр сказать своими работами. Сам автор объяснил это так: «Название — это призыв, чтобы люди читали больше. Когда мне попалась эта книжка, я понял, что у нее очень современное звучание. Одновременно это и сюжет для голливудского фильма. Сама пьеса — расследование причин событий, которые происходят в государстве. Эдип убил отца, его выбрали царем, потом вынужден был — судьба вела — жениться на матери, и пошло и поехало. Такая причинно-следственная связь. Судьба. Он оказался виновным, а когда наказал себя, мир очистился».
— Где же здесь царь Эдип?
— Это все — царь Эдип. И «Сексуальный агрессор», и вот эти… (показывает рукой на скульптуры). Просто это один персонаж в разных ситуациях. Есть тут и антуражные скульптуры — Амуры. Перина нашлась — и появились эти Амуры. Это так прозаично, но перина стала стимулом к тому, чтобы Амуры были. Стимулом были и мои ощущения. Так приятно было гладить
эти перья…
— Что вы своим творчеством говорите людям?
— Я не пророк, чтобы к чему-то подводить. Это — просто
повод для людей задуматься. Как даосы: они ничего не говорят конкретно, просто стимулируют мозговую деятельность… Хотя тут есть довольно-таки конкретные сюжеты: вот на картине мужчины целуются…
— Как вы относитесь к творчеству Никаса Сафронова?
— Честно говоря, никак. Я вчера был под большим впечатлением от своего студента Вани Светличного. Он принес фотографии, показывает, где он в обнимку с Виктором Ющенко. Оказывается, они где-то вместе отдыхали. Ну, это на меня произвело впечатление. Я от Вани такого не ожидал. А что до Никаса, то на выставке его фотографии с известными людьми занимают настолько большое место, что до остального уже и дела нет. Ну уберите весь этот шум, все фотографии — будет обычный харьковский художник.
P.S. С выставки я уходила с двумя мыслями в голове: надо перечитать Софокла; и еще — как человек Александр Ридный мне более понятен, чем как скульптор.