15 марта международная общественность отмечала Всемирный день защиты потребителей.

В какой защите сегодня нуждаются харьковские потребители, «Вечерний Харьков» выяснял у начальника Инспекции по вопросам защиты прав потребителей в Харьковской области Владимира Нетудыхаты.

– Владимир Иванович, чуть больше года назад на смену Управлению по защите прав потребителей пришла Госпотребинспекция. Изменились ли функции и полномочия вновь созданной структуры?

– С января 2012 года начала работать Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей. Основные функции, которые осуществляет новая структура, остались теми же: контроль над торговлей и оказанием услуг. Но появились и новые. Теперь Госпотребинспекция может проводить рыночный надзор, а также проверять производства. Мы имеем право контролировать качество продуктов, услуг, рекламы, а также промышленных товаров, причем не только в точках продажи, но и на производстве. Если есть необходимость проверить, почему некачественный товар попал на рынок, мы можем дойти по цепочке до производителя или же до поставщика товара, если это импорт.

– А как обстоят дела с защитой прав конкретного потребителя?

– После решения организационных и кадровых вопросов мы разработали Порядок приема и работы с обращениями граждан, который подразумевает обеспечение защиты прав конкретного потребителя в конкретной ситуации. Кроме того, одной из важных задач остается не просто защита прав пострадавшего, но и контроль над тем, чтобы и остальные граждане, которые будут пользоваться той же продукцией или услугами, не оказались в подобной неприятной ситуации. Ну и не менее важная задача — формирование активной жизненной позиции и выработка навыка у каждого гражданина страны в вопросах отстаивания своих потребительских прав.

– Много ли харьковчан обращается в инспекцию и на что чаще всего жалуются?

– Только за первый месяц работы к нам поступило около 100 заявлений, за прошлый год – более 1000 обращений от жителей Харькова и области.

Круг вопросов самый широкий: начиная от батарейки за 10 гривен до автомобиля стоимостью более 300 тысяч гривен. Для многих ведь не важно, сколько стоит товар, важен принцип. Кстати, для закона тоже. Мы обязаны рассмотреть любое заявление, независимо от стоимости товара. Жалуются люди и на некачественные колбасные изделия, и на вышедшую из строя раньше срока бытовую технику, обращаются по поводу потребительских кредитов и дистанционной торговли. Например, женщина заказала себе в мастерской новый стол, а изготовили его не так, как она хотела. Кому-то неправильно установили балконную дверь, у кого-то холодильник перестал работать через три дня после покупки. А бывает и такое: купили лекарство в аптеке или нижнее белье в магазине, а потом просят обменять или вернуть купленное. Но предприниматель отказался принять товар обратно. И в данном случае совершенно справедливо, так как подобные товары обмену и возврату не подлежат.

– Владимир Иванович, реально ли отстоять потребительские права в случае покупки некачественных продуктов питания, ставших причиной отравления?

– К сожалению, доказать, что причиной отравления стал конкретный продукт питания, сложно. Для этого необходимо провести его лабораторный анализ, а если прошло время после отравления (ведь больной человек не побежит жаловаться в инспекцию), то не факт, что остатки той самой партии продуктов есть еще в магазине. Да и мало кто сохраняет чеки при покупке продуктов. К тому же проверить торговое предприятие мы можем или в плановом порядке, но с предупреждением о проверке за десять дней, или же по обращении потребителя и при согласии вышестоящего органа – Госпотребинспекции Украины. На все это требуется время. Так что зачастую мы не по своей вине не можем обеспечить оперативное реагирование на жалобу потребителя.

АМКУ озаботился качеством «Детской» колбасы


Но при проведении проверок продуктов питания мы в первую очередь обращаем внимание именно на срок годности товаров. Если срок реализации истек – принимаем меры, чтобы просроченная партия была изъята из продажи, а недобросовестные продавцы наказаны.

– Сегодня все больше людей приобретают товары через Интернет. Многих привлекают более низкие цены по сравнению с магазинными. Защищен ли потребитель, делающий покупки онлайн?

– Реализации товаров на расстоянии (телемагазины, интернет-торговля) инспекция уделяет особое внимание. При этом проблема в первую очередь заключается в поиске недобросовестного продавца. Вторая проблема – при заключении сделки через Интернет покупатель часто не получает документы, удостоверяющие факт сделки и получения товара. Между тем эти документы, согласно закону, необходимы для отстаивания потребителем своих прав, в том числе и в судебном порядке.

Например, в инспекцию обратился мужчина, заказавший через Интернет нож. Лезвие должно было быть из стали определенной марки. Но когда нож прислали, марка стали оказалась другой. Этому потребителю теперь сложно помочь, потому что чека или другого документа о сделке интернет-магазин не выдал.

– Владимир Иванович, могут ли рассчитывать на помощь инспекции потребители финансовых услуг?

– Только при оформлении потребительского кредита. По другим вопросам нужно обращаться в Национальную комиссию финуслуг или Национальный банк Украины.

Праздник с 30-летней историей
Впервые Всемирный день защиты прав потребителей был закреплен в Международном календаре праздничных дат в 1983 году. Каждый год этот день проводится под определенным лозунгом. В нынешнем – по решению Международной федерации потребительских организаций Consumers International (CI) он пройдет под девизом «Потребительская справедливость сейчас!»