Кто из нас не попадал в ситуацию, когда радость от покупки омрачал обнаруженный дома брак?

Как вести себя в случае покупки некачественного товара, объясняет заведующий юридическим сектором Госпотребинспекции в Харьковской области Владимир Федосеенко.

– Если вы купили некачественный товар,  нужно сразу же написать заявление в произвольной форме на имя предпринимателя (оно должно быть указано в чеке), – подсказывает Владимир Федосеенко. –  В заявлении обязательно укажите, по какой цене вы его приобрели, какого числа,   опишите недостатки товара и потребуйте заменить его.

Затем с заявлением отправляйтесь в магазин. Сначала попытайтесь устно договориться об обмене. Если же продавец отказывается пойти вам навстречу, отдайте заявление, оставив один экземпляр себе.

– Человек, который принял у вас заявление, должен проштамповать его и указать на нем свою фамилию. Не оставляйте товар в магазине, не отдавайте чеки продавцу, можете приложить копии, – объясняет специалист. – Если в магазине отказываются принять заявление, отправьте его по почте с уведомлением.

Срок рассмотрения обращения -- 30 дней. Если ваша просьба не удовлетворена, нужно написать заявление в Инспекцию по вопросам защиты прав потребителей по адресу: ул. Сумская, 45 (тел. 700-39-62)  или принести лично -- в двух экземплярах.  Обязательно приложите к заявлению все документы, укажите контактные телефоны, – напоминает Владимир Федосеенко. – Ведь иногда необходимо связаться с заявителем.

Однако если в отношении некачественного непродовольственного товара покупатель сегодня довольно четко усвоил свои права, то при приобретении качественного, но ставшего ненужным, он, как правило, теряется, замечает Владимир Федосеенко. Нередко потребитель, приобретая, скажем, какой-либо предмет гардероба, впоследствии понимает, что покупка ему не подходит – например по размеру, цвету и т.д. Что делать?

-- Согласно Закону «О защите прав потребителей», в частности ст. 9, потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный, если товар не удовлетворил его по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру или по иным причинам не может быть использован по назначению, – объясняет специалист.

Однако, как отмечает Владимир Федосеенко, упомянутая норма закона будет «работать» лишь при наличии следующих условий:

– право на обмен нужно реализовать в течение 14 дней (не считая дня покупки), если более продолжительные сроки не объявлены продавцом;
– товар не использовался и сохранены его товарный вид, потребительские особенности, пломбы, ярлыки, а также расчетный документ, выданный потребителю вместе с товаром.

Если на момент обмена аналогичного товара не будет, потребителю, согласно ч. 2 ст. 9 закона, дано право либо приобрести иные товары из наличествующего ассортимента с соответствующим перерасчетом стоимости, либо расторгнуть договор и получить назад деньги, либо осуществить обмен товара на аналогичный при первом его поступлении в продажу (о чем в день поступления такого товара продавец должен уведомить покупателя).