Потребление – процесс двусторонний. Всегда одна сторона потребляет, получая необходимый товар или услугу, а другая – этот товар или услугу предоставляет.
Нередко защитникам прав потребителей приходится защищать добросовестного производителя от хитроумного покупателя.– На первый взгляд может сложиться впечатление, что Инспекция по вопросам защиты прав потребителей – это, так сказать, защита прав «непроизводителей», а посему «защитные функции» на производителя не распространяются. Однако порой встречаются такие потребители, от которых впору защищать вполне добросовестного производителя, – говорит начальник Госпотребинспекции в Харьковской области Владимир Нетудыхата. – Это касается, в частности, ситуаций, когда покупатель, нарушив условия возврата товара, предусмотренные законом, хочет обмануть продавца, пытаясь восстановить целостность упаковки или товарный вид вещи, которой он уже пользовался.
По словам Владимира Нетудыхаты, закон, формулируя требования к возврату или обмену товара, представляет и защищает права и интересы обеих сторон. Попытка обмануть добросовестного продавца – это попытка обмануть закон. И прямая обязанность инспекции – встать в подобной ситуации на защиту добросовестного продавца.
Харьковчане жалуются на колбасу, бытовую технику и интернет-торговлю
Бывают случаи, когда покупатель по незнанию попадает в ситуацию, при которой закон работает не в его пользу.
– Например, был случай, когда один гражданин купил телефон и ему предложили тут же воспользоваться им, чтобы убедиться в качестве связи, – рассказывает Владимир Нетудыхата. – Клиент поговорил несколько минут, телефон купил, но потом передумал и попытался вернуть товар. Однако ему на законных основаниях отказали – из-за того что он уже пользовался этим телефоном. Поэтому, чтобы закон был на стороне потребителя, в такой ситуации не стоит терять бдительности. А вот если необходимо проверить электроприбор и для этого вы вставляете батарейки, то такое действие не считается использованием товара.
АМКУ озаботился качеством «Детской» колбасы
Еще одна спорная ситуация, которая нередко возникает на практике.
– Думаю, многим приходилось быть если не участником, то свидетелем ситуации, разыгрывающейся в торговом зале супермаркета над разбитой банкой, когда продавец-консультант напористо объясняет покупателю, что за товар, который тот нечаянно столкнул с полки, он должен заплатить, – приводит пример Владимир Нетудыхата. – Так вот, в случае неумышленного повреждения товара (задета полка, товар упал с витрины, попал под ноги и т. п.) покупатель ответственности не несет. Эта норма прописана в правилах торговли, поскольку за все, что выложено на полках и витринах, отвечает магазин. Это сотрудники магазина так выложили товар – следовательно, они и виноваты. В этой ситуации сотрудникам супермаркета можно дать два совета: внимательнее относиться к выкладке товаров на полки и не поддаваться искушению переложить вину на покупателя, нарушая тем самым его права и закон.