Харьковская вода безопасна лишь на глубине 600-700 метров, уверяют специалисты. Поэтому в городе собираются развивать систему артезианского водопровода, которая будет поставлять около 30% воды в дома харьковчан.

Сейчас Харьков обеспечивается водой из трех источников: Печенежского и Краснопавловского водохранилищ и только 2% –  из артезианских скважин. Для улучшения качества воды планируют развивать систему артезианского водопровода. Об этом сообщил заместитель генерального директора ООО «Институт «УкркоммунНИИпроект» Павел Ушаков во время обсуждения проекта нового генерального плана Харькова. По его словам,  планируется строительство новых скважин, использование которых поможет увеличить долю артезианской воды в общем потреблении города до 30%. Но, подчеркнул Павел Ушаков, в проекте генерального плана города предусмотрена и реконструкция существующих водопроводных станций и сетей.

Директор Центра качества воды Владимир Кобылянский подтверждает: дефицита питьевой воды в нашей области нет, зато есть дефицит ее качества.

– В нашем регионе источником централизованного водоснабжения преимущественно является поверхностная вода: реки и водохранилища, – говорит Владимир Кобылянский. – Экология рек по некоторым показателям улучшается. Уменьшается, например, промышленное загрязнение: это связано с падением промышленного производства, в частности из-за сокращения объемов машиностроения, в воде все реже обнаруживаются тяжелые металлы. Но есть другая угроза, которая становится все реальнее по мере бурного строительства жилья и коттеджей вдоль водных объектов: ухудшение ситуации по микробиологическому (бактериологическому и вирусному) и паразитологическому загрязнению рек. С 2012 года в Украине действует новый стандарт на источники питьевого водоснабжения, в том числе и поверхностные. У нас поверхностных источников, соответствующих высшему 1-му классу качества по микробиологическим показателям, уже нет. А микробиологическое загрязнение более опасно, чем химическое, поскольку сразу проявляется вспышками инфекционных заболеваний, в частности гепатита А.

Поверхностные источники водоснабжения могут быть заражены паразитами. Самый распространенный их обитатель – лямблии, причем они доставляют хлопот во всем мире, но особенно в странах, где население не имеет доступа к безопасной питьевой воде.

– По американской статистике до 85% паразитов у детей вызваны лямблиями, до 30% детей являются их носителями или болеют лямблиозом, и   заражение происходит именно из-за загрязнения поверхностных источников, – отмечает специалист.

В колодцах нитраты не редкость


Особенно подозрительна вода из новых колодцев или скважин, которые жители области копают и бурят на своих подворьях – санитарная служба их не проверяет.

Железо – самый распространенный из опасных элементов, который можно обнаружить в подземных питьевых источниках Харькова.

– Содержание железа в нашей подземной воде может превышать норму в сто раз. Географически недалеко от области находится Курская магнитная аномалия, и ее «хвосты» тянутся к нам по всем подземным горизонтам. Если вода попадает в железорудные залежи, она насыщается железом, которое на воздухе окрашивает воду в рыжий, а иногда и в черный цвет. Постоянное употребление такой воды чревато нарушениями иммунной системы человека, всевозможными заболеваниями, в частности печени вплоть до цирроза. В последние годы ВОЗ стала относить постоянное употребление воды с повышенной концентрацией железа к онкогенным рискам.

Любителей ключевой водицы подстерегает другая опасность – нитраты.  По содержанию нитратов в питьевой воде в Украине существуют две нормы: 50 мг нитратов на литр воды (европейский стандарт) и экологически безопасный (он применяется для детской воды) -- 10 мг нитратов на литр воды. Для определения безопасности питьевой воды рекомендуется исходить из «детского» стандарта, поскольку для маленьких детей, особенно в возрасте до года, вода с нитратами смертельно опасна. Взрослым постоянное употребление такой воды грозит возникновением онкологических заболеваний. По данным Владимира Кобылянского, многие родники и большинство колодцев в области содержат нитраты, в несколько раз превышающие «детскую» норму. Специалист предупреждает: из-за загрязненной нитратами воды ежегодно в Украине фиксируются летальные случаи среди детей.

– Верхние геологические отложения настолько разорваны и местами перемешаны, что вода на одной глубине на одном участке может не соответствовать нормам, а на другом – через 200--300 метров – может быть нормального качества, – уточняет Владимир Кобылянский.

До идеальной воды надо еще докопаться


– Грунт имеет свойство пропускать воду – оценочно для нашего региона фильтрация воды происходит со скоростью до четырех метров в год: все осадки, в том числе и промышленные, с дождями оседают на почве и примерно за 25 лет проникают на глубину до 100 метров, причем распространяются и  в стороны (до нескольких метров в сутки), –  подчеркивает специалист.

– В Харьковском регионе такая геология водоносных горизонтов, что соответствующая и европейским, и мировым стандартам вода начинается только на глубине 600 метров, – предупреждает Владимир Кобылянский.

Воду на такой глубине надежно защищает от антропогенных загрязнений почти полукилометровый слой мела, который залегает на глубине примерно 100 метров.

– В новых санитарных правилах на питьевую воду ввели термин «водопроводная вода» и установили для нее «водопроводные» нормативы качества, – констатирует Владимир Кобылянский. – Кроме того, ввели еще две категории питьевой воды: из скважин и бутылированную. Учитывая реальные возможности предприятий водоснабжения по очистке поверхностных вод, для водопроводной воды установлены не самые жесткие требования. Некоторые показатели водопроводной воды в 5-10 раз отличаются от таковых для  бутылированной воды – питьевой воды высшего качества, требования к которой основаны на последних научных данных санитарной микробиологии и водной токсикологии. Логика подсказывает: если вода не соответствует качеству бутылированной – значит она не питьевая. Особенно настораживают показатели содержания хлора и органического загрязнения воды. Санитарными правилами установлен перечень более чем 20 органических веществ, присутствие которых в питьевой воде нежелательно, поэтому они нормируются практически на уровне их отсутствия. Тем не менее почти все эти вещества обнаруживаются в водопроводной воде, хоть и в допустимых пределах: хлороформ, поверхностно-активные вещества, бензапирен, пестициды, хлорфенолы, бензол, дихлорэтан и так далее. Проблема в том, что ряд опасных веществ накапливается в организме, поэтому, например, американский стандарт не рекомендует их присутствие в воде, в том числе и тех, что допустимы нашими санитарными правилами.