Сессия горсовета, которая состоялась 22 ноября, прошла неожиданно тихо. Без скандалов, политических разборок, захватов трибуны, выведения из зала. Только утренний пикет предпринимателей с Сумского рынка внес какое-то разнообразие в однотонную палитру сессионного дня.

Что будет с Сумским рынком?
В последне время складывается впечатление, что сессия горсовета без пикета — это уже не сессия. В среду утром к горисполкому вышли предприниматели, которые не хотят покидать свои рабочие места на Сумском рынке. Для них решение городских властей позволить частной фирме «Салгир» проводить реконструкцию означает одно: потерю рабочих мест. Плакаты в руках пикетчиков следующего содержания: «200 підприємців краще, ніж 200 безробітних. Чи не так, пане Добкін?», «Юля косу носить, Фельдман ринки зносить», «Ми платимо податки. Кому ж це не подобається?», «Фельдман знищує середній клас — виборців БЮТ».
«По Конституции каждый человек имеет право на работу, а не на безработицу, — говорит предприниматель Валерий Костин. — Мы ходили на другие рынки, смотрели. Все места на других рынках выкуплены по абонементам. Нам идти некуда». Его поддерживают другие люди из числа пикетчиков. «Нас, как собак, выгоняют на улицу. Мы все были уверены, что отработаем. Ни с того, ни с сего перед Новым годом нам говорят: до свидания. Мы посмотрели, что нам предлагают на других рынках. Надо вложить 5 тысяч долларов, чтобы оборудовать на Благовещенском рынке рабочее место. По слухам, следующий базар и будет Благовещенский, поэтому на стройку мы не собираемся работать. Мы объездили все рынки, мест нет», — возмущается частный предприниматель Виктория Борзова.
Валентина Зороастрова работает на Сумском рынке 8 лет, раньше она трудилась в институте эндокринологии инженером: «Наш рынок — самый чистый в Харькове. Наш рынок гарантирует качество и вес товара, это немаловажно. Между прочим многие депутаты горсовета — тоже наши покупатели. Семочкин сказал, что у нас стоит 150 перекупщиков, которые на Конном рынке берут и в четыре раза дороже перепродают. Это кануло в небытие. И он это знает. Чтобы взять хороший, качественный товар, супермаркеты приезжают утром, а наши предприниматели с 2 часов ночи дежурят, поэтому товар и дороже, но это соответствует его качеству»…
— Вы же знаете, что есть заключение об угрожающем техническом состоянии рынка, может крыша обвалиться, разве не боитесь за свою жизнь?
— Техническое состояние было бы нормальное, если бы вовремя ремонтировали крышу. Вот за одну ночь сняли летнюю площадку рынка. А рынок просто не ремонтировали — и там образовались течи. Рынок «подводили» под то, чтобы была зацепка выставить его как аварийный, уверяют пикетчики.
Больше всего предпринимателей возмущает то, что их
не поставили в известность о дальнейшей судьбе рынка: о закрытии рынка и строительстве на его месте супермаркета узнали из теленовостей. Люди вкладывали свои деньги в оборудование лотков, но при этом никаких документов, подтверждающих их денежные затраты, нет в природе. Все, говорит Валентина Зороастрова, на устных договоренностях с руководством рынка. Пока люди не знают, как им быть дальше. Кто-то не сможет оправиться от морального потрясения, кто-то просто обанкротится. За 20 дней свернуть бизнес не так уж и просто. Товар, с учетом грядущих новогодних праздников, многими куплен заранее, для этого предприниматели брали кредиты в банке. Теперь у них впереди полная неизвестность. Ясность пока есть только в одном: к первому декабря предпринимателей попросили освободить рынок.
Позже в сессионном зале городской голова Михаил Добкин прокомментировал требования пикетчиков: «Горисполком выдавал разрешение на реконструкцию рынка. Я уверен, что собственники данного рынка учитывают пожелания харьковчан на месте Сумского рынка оставить Сумской рынок, к которому люди привыкли. Я думаю, что после реконструкции рынок будет соответствовать всем требованиям по безопасности и по качеству обслуживания покупателей».
Тяга к знаниям и кредитам
В повестку сессии было включено обсуждение 48 основных проектов решений, еще 8 вопросов депутаты внесли дополнительно. Первым делом горсовет утвердил на должности заместителя городского головы Вадима Ландсмана, директора департамента по гуманитарным вопросам. Кроме того, Михаил Добкин сообщил, что 21 ноября подписал распоряжение о назначении Виктории Маренич пресс-секретарем городского головы и заместителем начальника пресс-службы горсовета.
Депутатскому корпусу была предложена на рассмотрение «Программа повышения квалификации работников исполнительных органов и депутатов Харьковского горсовета на 2006-2010 годы». Как отметил в своем выступлении секретарь горсовета Геннадий Кернес, эта «объективная необходимость» возникла в связи с утверждением новой структуры исполнительных органов горсовета и нового состава депутатского корпуса. Депутаты будут получать знания на семинарах, лекциях и тренингах у преподавателей харьковских вузов и начальников департаментов горсовета. Обучение обойдется городскому бюджету в 21 тысячу гривен на 2006 год. С новыми знаниями по ЖКХ, архитектуре, земельным отношениям и другим сферам жизнедеятельности мегаполиса депутаты и чиновники смогут управлять городом более «взвешенно, эффективно и прозрачно». Именно такие цели ставятся программой. Когда за эту программу проголосовали 80 депутатов, Михаил Добкин заметил: «Тяга к знаниям в горсовете достаточно сильна».
Дали добро депутаты на внесение изменений в бюджет Харькова 2006 года. Как сообщила Татьяна Таукешева, в связи с изменениями годовых объемов межбюджетных трансфертов из госбюджета через областной бюджет одни статьи уменьшились (льготы и жилищные субсидии, приобретение твердого топлива и сжиженного газа — на 11 миллионов 115 тысяч; передача жилого фонда Минобороны в коммунальную собственность — на 142 тысячи гривен), а другие, наоборот, увеличились. Так, большие суммы субвенций будут направлены на выплату помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам детства — на 9 миллионов 84 тысячи гривен. На содержание детей-сирот, воспитывающихся в детских домах семейного типа, будет направлено до конца года 20 тысяч гривен. Депутаты увеличили средства на оплату энергоносителей для бюджетных организаций городского подчинения. Управление охраны здоровья дополнительно получит на оплату коммунальных платежей 2 миллиона 165 тысяч гривен. На текущее содержание зоопарка горсовет выделил 191 тысячу гривен. За счет уменьшения расходов на ремонт дорог горсовет направил на капитальный ремонт нескольких жилых домов 100 тысяч гривен (Пушкинская, 28, Новгородская, 22, проспект Гагарина, 170).
Город получит в кредит (официально это характеризуется как покупка по договору финансового лизинга на 5 лет) 90 односекционных троллейбусов и 10 трамваев. Общая стоимость нового горэлектротранспорта с учетом страховки, вознаграждения лизинговой компании и процентов банка составит 120 миллионов 247 тысяч 400 гривен. Сами трамваи и троллейбусы оцениваются в сумму около 76 миллионов гривен. Депутаты также разрешили пользоваться кредитом КП «ПТП «Вода». 5 миллионов гривен должны помочь предприятию выбраться «из кризисной ситуации и стабилизировать свою финансово-экономическую деятельность». В залог «Факториал-банку» КП «Вода» отдает около 10 производственных зданий, которые находятся в хозяйственном ведении предприятия. Горсовет утвердил решение исполкома о кредитовании КПЖРЭПов в «Мегабанке» и разрешил КП «Харьковские тепловые сети» передавать в залог имущество территориальной громады, которое находится в управлении КП «ХТС». Перечень объектов и суммы кредитов будут согласовываться профильными департаментами горсовета. О каких суммах и объектах идет речь, пока неизвестно.
В этот день депутаты горсовета дали жизнь нескольким коммунальным предприятиям. Предприятия «Комплекс по эксплуатации объектов водопонижения и ливневой канализации» и «Комплекс «Спецшахтотоннельрем-
строй — Гидросооружения» выделили из ГКП «Харьковкоммуночиствод». Каждое из этих предприятий до последнего времени имело расчетные счета, не являясь юридическим лицом. Как сказано в пояснительной записке к проекту решения, это противоречит новой редакции Хозяйственного кодекса Украины. Еще в Харькове появились КП «Харьковгорлифт», которое будет обслуживать 6484 лифта, находящихся в коммунальной собственности города; и коммунальное предприятие «Харьковский вагоноремонтный завод». Его миссия — восстановление изношенных трамваев. По данным департамента транспорта и связи, все 370 харьковских трамваев исчерпали свой ресурс и нуждаются в капремонте. Средний возраст трамваев — почти 24 года.