В этом месяце исполнилось 125 лет со дня рождения настоящего учителя. Почти столетие назад Антон Макаренко сумел решить проблемы, над которыми все еще ломает голову нынешняя педагогика.

Главная идея Макаренко – «4+4+4»


Доцент кафедры общей педагогики и педагогики высшей школы Харьковского национального педагогического университета имени Г. С. Сковороды кандидат педагогических наук Борис Наумов занимается макаренковедением почти четыре десятилетия. По его мнению, Антон Семенович совершил в педагогике настоящую революцию. Опыт Антона Макаренко можно выразить формулой «4+4+4»: его воспитанники 4 часа в день учились, 4 часа работали и 4 часа активно отдыхали – это называлось целостным педагогическим процессом. При этом выдающийся педагог ХХ века апробировал на практике познавательную деятельность, роль которой сейчас ставят по главу угла в традиционной школе «интеллектуального обучения».

– Ребенка нужно формировать не только в сидячем положении (есть понятие в словесной педагогике пассивного восприятия информации), – делится специалист. – Говоря словами американского психолога Карла Роджерса, обучение в школе происходит от шеи и выше. Я считаю издевательством над современными школьниками, когда они должны проводить 6–8 часов за партой и еще несколько часов за выполнением домашнего задания. Антон Макаренко опровергал эти представления. Он говорил: важны гимнастика ума, тренировка тела, закалка воли. У Макаренко была самодеятельность, театр, спортивные игры, экскурсии. Его система до сих пор является непревзойденной. Это первый опыт целостного образования школьников не только в Украине, но и в мире.

Его сердце разорвалось на половинки


– Антон Макаренко приехал в Харьков для возрождения Куряжской колонии имени Горького в мае 1926 года, – рассказывает Борис Наумов. – Здесь он проработал до 1928 года. Чиновники признали его систему несоветской, и Антон Семенович, чтобы не отказываться от своего метода, принял предложение чекистов, которые очень его ценили, и перешел работать в коммуну имени Дзержинского под управлением Народного комиссариата внутренних дел, где проработал до 1935 года. Потом он был переведен в Киев помощником начальника трудовых колоний НКВД. Поработав там около полутора лет, переехал в Москву.

В то время его новации были понятны не многим: по мнению Бориса Наумова, над педагогами и тогда довлела концепция «школа учебы», кроме того, были расхождения с идеологическим подтекстом.

– Тогда отстаивали идею человека-коммуниста, а Макаренко считал, что гармоническая личность – это цель вне времени и пространства. Ему говорили, что его система подходит только для морально дефективных, как тогда говорили, детей.

Антон Макаренко очень болезненно воспринимал непонимание и враждебность со стороны педагогического окружения.

– Он умер, когда ему было 52 года, – говорит Борис Наумов. – Диагноз – паралич сердца. Вскрытие показало, что его сердце было разорвано на половинки. Антон Семенович очень много работал. На днях я общался с его внучатым племянником Антоном Васильевым-Макаренко – тот рассказал, что Антон  Семенович не спал ночами, чтобы развивать дело колонии и коммуны. Он работал на износ.

Дети учились быть взрослыми


Сейчас в детском воспитании зияют большие прорехи, считают специалисты.

– Не секрет, что запоздалое взросление порождает у молодежи иждивенчество, – говорит Борис Наумов. – Нынешняя молодежь живет по принципу «каждому по потребностям», но за счет усилий и средств старшего поколения.

Не случайно Макаренко «перекраивал» беспризорников трудом. Еще в те далекие годы Антон Семенович решил проблему получения воспитанниками и  среднего образования, и профессиональной подготовки, поясняет Борис Наумов. Коммуна имени Дзержинского – одна из самых удивительных страниц биографии педагога. В коммуне были и десятилетка, и рабфак, где дети получали рабочую квалификацию 5–6-го разрядов. А еще Антон Семенович сумел за 3–4 года построить настоящие заводы по производству электросверл – продукции, которую до того закупали за границей за валюту,  и фотоаппаратов «ФЭД».
 
– История нашего завода начинается с коммуны имени Дзержинского, –  подчеркивает заведующая музеем истории Харьковского машиностроительного завода «ФЭД» Наталия Аванесян. – В то время Макаренко был заведующим Куряжской колонии. Он привел в коммуну 60 лучших воспитанников. Здание для коммуны, где жили и учились дети, было построено на деньги, отчисленные чекистами из их зарплаты. Эта инициатива принадлежала Феликсу Дзержинскому. Отсюда и название будущего завода «ФЭД» – Феликс Эдмундович Дзержинский. Дети делились на отряды, командира отряда выбирали на полгода, потом меняли, чтобы каждый мог побывать в этой должности. Макаренко внедрил в коммуне самоуправление: все вопросы решались на общем собрании, в том числе и исключение из коммуны за серьезные нарушения.

Дети четыре часа учились в школе, четыре часа работали в мастерских: девочки – в швейных, мальчики – в столярных и механических. Девочки шили  форму – черную повседневную и белую праздничную, спортивную одежду, которую сдавали в магазин «Динамо». Мальчики делали мебель для коммуны и на заказ. Часть заработанных денег шла на нужды коммуны, часть выдавалась детям на карманные расходы, а часть шла на сберкнижку. К 1930 году коммуна была уже на самоокупаемости.

Свободное время уделялось саморазвитию детей. Они ездили по турпутевкам, в частности в Крым, пешком из Харькова с рюкзаками ходили в Славяногорск. В коммуне было много спортивных секций, кружков, большая библиотека.

В 1932 г. на основе механической мастерской был открыт завод по выпуску электросверл, которые собирали бывшие беспризорники. В 1934 г. был открыт второй завод -- по выпуску фотоаппаратов. Это было первое в Советском Союзе подобное предприятие.

Центральная установка в системе Антона Макаренко – ценность человеческой личности: настоящая, а не обозначенная в отчетных чиновничьих бумагах. Ребята с любовью называли своего учителя «наш Антон». Повзрослев, ни один не подвел его. По данным Бориса Наумова, у Антона Макаренко было около четырех тысяч воспитанников. Результат его работы – ноль процентов педагогического «брака»: его ученики стали инженерами, учителями, писателями, военными, и ни один воспитанник не пошел по наклонной.

Макаренко знают во всем мире
Больше 20 лет в Украине на базе Полтавского педуниверситета создана Международная макаренковская ассоциация, куда входят представители разных стран. Почитатели системы Макаренко живут в Европе, Китае, Японии, США. В Германии создан центр макаренковедения – там издано 17 томов сочинений, а также архив педагога.