Любителей острых ощущений ждет встреча с первыми киношными вампирами. 24 марта в Харьковской областной филармонии покажут безупречно страшный немой фильм-ужастик «Носферату. Симфония ужаса» в сопровождении тапера-виртуоза.

«Носферату. Симфония ужаса» – четвертый фильм из цикла музыкальных киновечеров «Великий немой», который стартовал в Харьковской областной филармонии в ноябре. Открыл проект «Умирающий лебедь» – немой фильм 1916 года русского режиссера Евгения Бауэра. Главную роль в изысканно изящной картине сыграла одна из лучших балерин того времени Вера Каралли. 

Организаторы первого киносеанса сделали попытку воссоздать колоритную атмосферу начала ХХ века. В фойе среди посетителей киносеанса вальяжно расхаживали дамы и господа, одетые по моде прошлого века. Киносеанс объявил импозантный молодой человек во фраке, а во время показа «порвалась пленка», и зал бурно отреагировал выкриками «Сапожник!». 

Вторым фильмом цикла стала комедия «Наконец в безопасности» (1923 г.) с американским комиком Гарольдом Ллойдом в главной роли, потом последовала приключенческая лента «Затерянный мир» (1925 г.) – первый фильм, в котором были сделаны первые очень впечатляющие по тем временам спецэффекты. Потом мы показали сборник «Комики мирового экрана» – три короткометражных фильма с участием Чарли Чаплина, Макса Девидсона и Бастор Хиттон.

Цикл музыкальных киновечеров «Великий немой» ведет кинокритик Владимир Миславский: перед каждым киносеансом он устраивает зрителям экскурс в удивительный мир кино начала ХХ века.

Добро пожаловать в царство Дракулы


24 марта зрителей ждет «Носферату. Симфония ужаса» (1922 г.) – экранизация по мотивам  произведения Брэма Стокера «Граф Дракула». – Это один из первых фильмов о вампирах, – рассказывает Владимир Миславский. – Его снял режиссер Фридрих Мурнау. Фильм интересен тем, что тема мистики не была тогда распространена. Выход фильма был обусловлен тем, что в начале 20-х годов после поражения в первой мировой войне в Германии существовали упадочнические настроения. Безысходность и безверие в будущее и натолкнула многих мастеров на киноэкспрессионизм.

Сейчас, по словам кинокритика, все уже привыкли к фильмам ужасов, поэтому лента вряд ли впечатлит так же сильно, как первых зрителей, но впечатлит несомненно. В немой картине вампир и остальные демонические персонажи зловеще безмолвствуют, но за них красноречиво говорят мимика и потрясающий грим. Атмосфера ужаса проникает во все элементы картины: безмолвие героев с лихвой заменяют эмоциональная игра актеров и особый эффект черно-белого экрана.

Тапер – это главный шарм немого кино


Организаторы концерта постарались максимально полно воссоздать киносеансы начала прошлого века, и главная фишка, без которой, пожалуй, немое кино не состоялось бы ни сто лет назад, ни теперь – сопровождающая фильмы музыка тапера.

– Ни один немой фильм не обходился без тапера, особенно ценились импровизаторы, – говорит Владимир Миславский. – От мастерства тапера зависела посещаемость кинотеатра. Зрители зачастую ходили не на фильмы, а на тапера – от его игры зависело восприятие фильма.

Все немые фильмы в филармонии «озвучивает» непревзойденный импровизатор-виртуоз заслуженный артист Украины музыкант харьковской филармонии Владимир Соляников.

– Музыка в десятки раз усиливает то, что происходит на экране, она создает иллюзию, увеличивает темп. Первые две минуты зритель на меня еще смотрит и реагирует как на отдельно взятого музыканта, а потом обо мне просто забывают, – делится музыкант.
 
– Раньше было три направления таперов. Одни играли уже написанную музыку, вплоть до того, что на сеансах в больших кинотеатрах фильмы сопровождали симфонический или духовой оркестры. Другие таперы заранее разученную мелодию независимо от того, что происходило на экране – например, вальс, танго, фокстрот или лирическую мелодию. 

Самый сложный вид музыкального сопровождения – импровизация: тапер излагал на музыкальном языке то, что происходит на экране. На такой вариант сопровождения фильмов публика ходила охотнее всего. Без музыки проект не состоялся бы: он на этом построен. Но если бы мне предложили бы первый или второй вариант – мне было бы неинтересно. Самое важное – это импровизация, то, что я могу сделать неожиданно для самого себя.

Музыка рождается прямо во время просмотра


Играть в кромешной темноте, постоянно глядя на экран, непросто, но интересно. Владимир Соляников признается, что дважды одинаково сыграть в одном и том же фильме он не сможет, поэтому каждый раз, садясь за фортепиано, не знает, что исполнит. Перед киносеансами Владимир Соляников заранее знакомится с фильмами, но не репетирует: во время демонстрации картины он вместе со зрителями смотрит на экран и играет то, что чувствует. 

Его музыка рождается прямо во время просмотра: он передает на фортепиано все эмоциональные нюансы, настроение, ощущения, драматические моменты. В «Симфонии ужаса» задача Владимира Соляникова – создать гнетущую обстановку зловещего царства вампиров, и уж можно не сомневаться, что он сделает все возможное, чтобы каждый зритель получил свою дозу адреналина.

– Публика воспринимает немые фильмы блестяще, – уверяет Владимир Миславский. – В зале стоит гробовая тишина. На первых сеансах была публика зрелого возраста, но с каждым показом на наших вечерах становится все больше молодежи.

Программа вечеров «Великий немой» расписана до июня


Харьковчан ждут короткометражки с участием великих комиков, фильм «Статистка» с актрисой Мейбл Норман, мелодрама «Маленькая продавщица спичек», вечер французской классики начала ХХ века. Вероятно, летом, во время отпусков, в «немых» показах будет перерыв, а с осени реконструкция исторических киносеансов начнется снова. Владимир Миславский обещает не повторять программу: в филармонии будут демонстрировать редкие фильмы из богатого пласта культуры немого кино.