Вячеслав Панов: «Мое дело писать кирпичные стены»

Вячеслав Панов: «Мое дело писать кирпичные стены»

Художника Вячеслава Панова называют классиком городского пейзажа. Больше тысячи работ влюбленный в Харьков мастер посвятил родному городу.

«Харьков – город трудолюбивых людей»


В Харьковском Доме ученых открыта выставка харьковского пейзажиста Вячеслава Панова. На ней представлено больше 30 работ художника: пейзажи Харькова и европейских городов, по которым путешествовал Вячеслав Александрович, – Мадрида, Карлсруэ, Дрездена, Амстердама. Но главной его темой был и остается наш город. Художника недаром называют классиком городского пейзажа, причем особого, харьковского. В наши площади, улицы и здания художник влюбился почти полвека назад и до сих пор им не изменяет: Харькову Вячеслав Панов посвятил больше тысячи пейзажных работ.

Закованный в камень и асфальт город привлек художника не случайно. На заре своего творчества Вячеслав Панов посетил Среднюю Азию.

– Я стал ездить по горам Киргизии и увлекся ими, – вспоминает Вячеслав Панов. – Но когда я попал в музей в городе Фрунзе (сейчас – Бишкек) и увидел холсты киргизских художников, которые писали родные горы, я понял, что каждый должен заниматься своим делом. Мое дело писать места, которые мне ближе, – не горы, а кирпичные стены на Рымарской, Пушкинской, Московском проспекте, когда-то проспекте Сталина.

Писать промышленный мегаполис, вобравший в себя контрасты старины и коробочной архитектуры наспех отстроенного в советские времена города, очень непросто.

– Киев, например, чище по краскам, там работается легче и светлее, – делится художник. – А Харьков тяжелый город: в нем ощущается трудолюбие харьковчан и провинциальность. В нем присутствуют непростые фиолетовые краски.

Театр кукол – светлое место


Художник знает Харьков до мелочей и любит его по-настоящему, поэтому воспевает не только «попсовые», хорошо известные места, но и малознакомые, камерные городские уголки. Он одержим городом. Его коллеги в шутку «жалуются»: куда ни пойдешь поработать – всюду встречаешь Панова с мольбертом.

– Я брожу по Харькову и вдруг в каком-то месте замечаю мотив: мне нужно, чтобы «сверкнуло», – делится художник. – Иногда выжидаю полгода, иногда два-три года, потом иду туда целенаправленно, изучаю этот уголок, каким он бывает в разное время года, в разную погоду, и только потом начинаю «бомбить» – пишу несколько этюдов. А еще я для себя открыл важный момент. В городе есть очень светлые места, но есть и «черные дыры». Это необъяснимо, но в одном месте всегда и все получается, а через какой-нибудь десяток метров работать становится просто невозможно. Так, внутри треугольника Благовещенская церковь – Покровский собор – Успенский собор всегда хорошо пишется, когда бы ни пришел. Светлые места есть на Пушкинском въезде, на Театральной площади, в районе юридической академии – думаю, потому, что это бекетовское здание. Очень чистое место – театр кукол: вокруг него во все стороны чувствуется хорошая аура. А вот на улице Веснина, например, совсем не работается – буквально кисть из рук выпадает.

Вячеслав Панов признается, что предпочитает натуральность.

– В природе не может быть красного, белого, синего, – объясняет художник. – Для природы характерны сложные цветосочетания, и их очень важно поймать.

Есть у художника и облюбованные места, куда он традиционно приходит уже три-четыре десятка лет.

– Каждый год с 10 по 20 декабря я прихожу на Бурсацкий спуск: около 14.00 солнце садится между двумя головками куполов Благовещенского собора. Здесь я стараюсь найти особое состояние, и каждый год здесь получаются разные работы.

Однако художник видит поэзию не только в изысканных старинных зданиях, но и в коробках салтовских новостроек.

– А я коробок не вижу: меня привлекает цветовое соотношение, – делится Вячеслав Панов. – Кроме того, когда я пишу «коробки», представляю, что в этих домах живут люди с чистыми, красивыми глазами и они хотят быть счастливыми.

Выставка Вячеслава Панова продлится до 10 апреля.

Из досье художника
Вячеслав Панов – участник областных, республиканских, всеукраинских, международных и зарубежных выставок с 1977 г. Произведения художника хранятся в государственных музеях и частных коллекциях Украины, Англии, Франции, США, Италии, Канады