Десять лет прошло с тех пор, как не стало Валентина Бибика, – одного из самых значительных композиторов второй половины ХХ века и знаменитого харьковчанина.

В годовщину смерти маэстро в Харькове состоится концерт его музыки, а на доме, где жил Валентин Бибик, установят мемориальную доску.

«Единственной его защитой была работа»


Валентин Бибик – один из самых известных украинских композиторов-шестидесятников.

– Удивительное поколение – шестидесятники, – рассказывает дочь композитора, пианистка Виктория Бибик. – Вышедшая из военного детства, из страшного 37-го года, плеяда художников, которые почувствовав первые слабые ветры свободы, ураганом вырвались из оков запретов на поиски своей правды, мучительный поиск которой был для них превыше всего.

Виктория Бибик рассказывает, что чиновник от культуры, не имевший ни малейшего представления, кто такой Берг или Стравинский, чем отличается песня от симфонии, мог учить композитора, как писать музыку, настоятельно советовать, какие такты нужно убрать из сочинения. Оскорбительный в их устах ярлык «авангардист» звучал как приговор. Отсутствие у Бибика патриотических песен, его интерес к запрещенным темам и поэтам делало его классическим объектом для осуждения, бичевания и наставлений на путь истинный.

– Единственной его защитой была работа, – говорит Виктория Бибик. – Любые времена отец воспринимал как данность, в которой нужно жить, работать и сохранять человеческое достоинство. Друзья отца рассказывают, что он никогда не защищался, не оправдывался и не вступал в полемику, сохраняя уважительную тональность к тем, кто высказывал мнение о его музыке. И продолжал работать. Чего это ему стоило – можно лишь догадываться.

«Музыка – единственное мерило композитора»


Его всегда интересовали общечеловеческие ценности больше, чем нахождение правильного способа общения с людьми, находящимися у власти.

– Отец был человеком редкой порядочности и честности по отношению к себе и другим, – рассказывает пианистка. – Он всегда считал, что музыка – единственное мерило композитора. Он любил стабильность и спокойствие – это позволяло ему полностью сосредоточиться на работе. Мама всегда старалась создать именно такие условия. Нашу красивую, уютную квартиру на улице Чайковского часто вспоминают известные музыканты, которые там бывали. Иногда приходится слышать о замкнутом характере отца. Ему было свойственно редкое чувство соучастия к людям, он был очень чутким и внимательным собеседником, обладал замечательным чувством юмора, любил интересное живое общение, но не терпел пустых разговоров, из-за чего для кого-то общение с ним становилось трудным или недоступным вовсе.

В 1966 году Валентин Бибик окончил харьковскую консерваторию, где занимался композицией в классе профессора Дмитрия Клебанова. После ее окончания он остался там работать ассистентом своего учителя.

– Отец был любимым учеником Клебанова, о чем позже Дмитрий Львович писал ему в письмах,– говорит Виктория Бибик. – Клебанов предоставил отцу полную свободу поиска во время учебы, всячески отстаивал и поддерживал его, защищая от постоянных нападок консервативных коллег и чиновников. Они дружили до самой кончины Дмитрия Львовича. В консерватории отец прошел путь от ассистента профессора до профессора, заведующего кафедрой композиции и инструментовки. Всегда помогал, чем мог, молодым музыкантам. Он никогда никому не отказывал в прослушивании музыки или беседе. Даже многие из тех, кто не были его официальными учениками в консерватории, считают его своим учителем. Всю свою жизнь, абсолютно бескорыстно, часто в ущерб собственному отдыху, отец занимался с творческой молодежью, которая всегда его окружала, искала общения с ним. Это был взаимный интерес и взаимная огромная симпатия.

Путь оперы «Бег» к своему слушателю длился почти 40 лет


В 1972 году началось «хождение по мукам» оперы Бибика «Бег» по одноименной пьесе Михаила Булгакова. Незадолго до премьеры в Ленинградском малом академическом оперном театре постановку оперы запретили. На советской сцене не могла идти опера, где действующие лица – белогвардейцы и звучат православные песнопения. Позже вето на произведение стали накладывать и в других театрах. В этот трудный период композитора поддерживали друзья и коллеги, и благодаря тесному общению с музыкантами всего Союза опальную оперу узнавали во всех уголках страны.

– Благодаря смелости исполнителей, сочинения отца все чаще прорывались на сцены ведущих концертных залов Киева, Москвы, Ленинграда, – отмечает Виктория Бибик. – Музыканты искали с ним встречи, просили ноты – так папина музыка в те годы стала известна и в Европе, и в Америке.

Но настоящего освобождения запрещенная опера Валентина Бибика ждала целых четыре десятилетия: в 2010 году, уже после смерти композитора, с огромным успехом прошла ее премьера в Киеве, в Национальной филармонии Украины, под руководством выдающегося дирижера Романа Кофмана.

Бибик – всемирно известный украинский композитор


В 80-е годы Валентин Бибик много ездил по Союзу с концертами, организовывал фестивали, его сочинения исполнялись в Европе, США и Канаде. Как председатель Харьковской организации Союза композиторов СССР приглашал в Первую столицу музыкантов с мировым именем. В 1994 году Валентин Бибик переехал в Санкт-Петербург, где начал работать профессором кафедры композиции Санкт-Петербургской консерватории.

В 1998 году Академия музыки Тель-Авивского университета пригласила Валентина Бибика в качестве профессора композиции и читать лекции. Его музыку исполняют самые знаменитые музыканты Израиля. В 2000 году Бибик был удостоен звания «Композитор года».

Валентин Бибик умер в Тель-Авиве 7 июля 2003 года.

– Иногда я читаю о том, что Бибик – израильский композитор. Это в корне неверно. В любой стране мира отец считался и сейчас считается украинским композитором, творчество которого вызывает интерес и восхищение.

Творчество Бибика – культурное наследие Харькова


В десятую годовщину со дня смерти композитора во многих странах состоятся концерты, посвященные Валентину Бибику. Цикл откроет концерт в киевской филармонии 29 марта. Оркестр филармонии под руководством знаменитого дирижера Романа Кофмана и один из самых ярких музыкантов своего поколения – виолончелист Борис Андрианов исполнят украинскую премьеру Концерта для виолончели – одного из последних сочинений Бибика.
30 марта концерт его музыки состоится и в родном городе композитора.

– Концерт состоится в Харьковском университете искусств. В нем примут участие давние коллеги отца, а также молодые музыканты, – говорит Виктория Бибик. – Прозвучит Второе фортепианное Трио в исполнении хорошо известных харьковчанам Григория Купермана, Игоря Гайды и Игоря Приходько; «Скорбная музыка», посвященная памяти замечательного музыканта, работавшего в харьковской консерватории, папиного друга Александра Юрьева. Также в программе концерта «Два Псалма», которые были написаны по просьбе пианиста и дирижера Джоэла Сакса, большого друга и почитателя отца. Это будет не только концерт, посвященный Валентину Бибику, но и дань памяти и уважения его коллегам, друзьям, которые были рядом на его жизненном пути.

31 марта в 13.00 в Харькове на доме по улице Чайковского, 16, откроется мемориальная доска Валентину Бибику. В этом доме он жил долгие годы, здесь были созданы многие его сочинения.

Из досье «ВХ»
Валентин Бибик – автор оперы «Бег» по пьесе М. Булгакова, балета «Гуттаперчевый мальчик» по повести Д.Григоровича, 11 симфоний, инструментальных концертов, сочинений для хора a'capella, сочинений для камерного оркестра, вокальной и камерной музыки. Его музыка звучит на многих сценах мира.