Тенденции нынешней моды, кто считается сегодня эталоном стиля и почему на постсоветском пространстве не хотят носить «затертые» джинсы.

«Вечернему Харькову» рассказал об этом искусствовед, историк моды, ведущий «Модного приговора» Александр Васильев, который приезжал в Первую столицу на дни моды оценивать весенне-летние коллекции молодых украинских дизайнеров.

Главный принцип российских мужчин – три «Т»


Сейчас ассортимент платьев-юбок-костюмчиков в Украине не меньший, чем в Европе, свидетельствует историк моды, ведущий «Модного приговора», завсегдатай парижских показов Александр Васильев.

– Все марки, представленные в Харькове, есть и в Берлине, и в Лондоне, и в Барселоне. Но я допускаю, что в ценовом отношении одеваться в Харькове дороже, чем в Берлине или Париже, дешевле лишь рыночная одежда из Китая, – говорит Александр Васильев. – Просто сегодня имеются одинаковые возможности, но неодинаковое количество мужчин. Ситуация и в России, и в Украине следующая: состав населения -- 60% женщин и только 40% мужчин, поэтому на мужскую моду традиционно обращают меньше внимания, чем на женскую. Кроме того, женщины хотят понравиться ничтожно малому количеству мужчин – не пьяным и не очень старым, поэтому женская мода у нас очень провокационна. Этого вы никогда не увидите у француженок: они не хотят, чтобы к ним приставали – повышенное внимание восточных мужчин, которым нравятся все женщины без разбора, во Франции не приветствуется.

Мужчины же слабо вдохновляют стилистов: дизайнеры маловато внимания уделяют мужской моде, и специалисты находят этому объяснение.

– То, что носили мужчины в недавнем прошлом, вы видите на них и сейчас, – говорит Александр Васильев. – В Украине и в постсоветских странах мужчины не привыкли модно одеваться, принимать душ, они недостаточно следят за собой и часто обладают плохой пивной фигурой. Главный принцип мужчин, во всяком случае, в России – три «Т»: тахта, тапочки, телевизор. Что касается мировой моды, то самая значительная тенденция сейчас – унисекс. Сегодня мужская мода во-многом сливается с женской в размерной сетке: М, L, XL. Это же касается тканей, трикотажа, материалов. Сегодня женскую и мужскую моду объединяет возможность постирать все вещи в стиральной машине, которые не требуют специального ухода, и только порой застежка на левую или правую сторону может отличить, для кого эта одежда предназначена.

Детской моды, по мнению Александра Васильева, сегодня вообще не существует:

– В ХХI веке детскую моду убили. У нас больше нет такого понятия, как одежда, эксклюзивно созданная для детей. Сейчас есть мода на взрослую одежду в миниатюре: девочек воспитывают женщинами с трех лет, а мальчиков в три года одевают, как шестнадцатилетних хулиганов. Это ошибка.

Коко Шанель ошибалась?


Проблема наших дизайнеров — отсутствие культуры, считает Александр Васильев.

– Дизайнеру нужно много читать, смотреть работы коллег, не говорить: «Все полные идиоты и в моде ничего не понимают, а я переверну мир». Очень часто молодые дизайнеры, не зная культуры и истории моды, думают, что они изобрели что-то новое, в то время как это было придумано 30, 100, 200 лет назад. Такие же ошибки совершала, в частности, и Коко Шанель. Она свято верила в то, что изобрела маленькое черное платье, между тем такое платье ей выдали в сиротском приюте.

По словам ведущего «Модного приговора», сейчас главное в мире направление – стиль гранж 1995 года. Это, так сказать, бедная мода, суть которой – потертые или обшарпанные вещи: рваные колготки, стертая обувь, деформированные свитера, неухоженные вещи. Но на постсоветском пространстве она вряд ли приживется: в свое время так были одеты многие, и вернуться к этому, но уже за деньги, люди не готовы.
Сам историк моды обожает старинные вещи: он завсегдатай всех винтажных аукционов. С удовольствием носит старинные нарядные броши, кольца и пояса, а вот одежду с «богатой биографией» позволяет себе только коллекционировать и любоваться ею на манекенах: слишком уж хрупкой она становится от времени. В Харькове Александр Васильев щеголял черным с золотистым узором пиджаком, шелковым шейным платком, заколотым роскошной брошью.

– Стараюсь быть избирательным, – объясняет свой наряд Александр Васильев. – Я публичный, медийный человек, а медийных людей узнают по их внешнему виду. А так как мне приписывают клеймо «человек-праздник» – я должен радовать. Поэтому, может быть, в жизни я такой костюм никогда не надел бы.

При этом стиль – это гораздо больше, чем изменчивая мода, считает Александр Васильев.

– Икона стиля – это наиболее популярная женская или мужская фигура, которая своей особенностью преподносить одежду, прическу, грим, своим голосом, походкой, манерой вести себя в обществе вызывает большой энтузиазм и волну подражания у современников. В этом смысле знаменитыми иконами стиля были Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Жаклин Кеннеди, принцесса Диана Уэльская, певица Мадонна. В каждой стране, как правило, была своя икона стиля. В России иконами стиля считаются Рената Литвинова, Эвелина Хромченко и Надежда Бабкина. А мода выходит из моды и всегда направлена на забвение. Цель моды – себя низвергнуть на следующий сезон, иначе не будет продаж. А стиль остается в вечности – и он незыблем.

Дизайнеры отказываются от моды
– Никто не может диктовать, как нужно одеваться: мода – это видение одного человека. Не создавайте себе кумиров, – призывает дизайнер Юрий Севастьянов. – Будьте сами собой – и это будет ваша мода.