Евгений Кушнарев, народный депутат Украины, глава Комитета по правовой политике Верховной Рады, дал интервью «Вечернему Харькову»

О НАТО, языке и политическом оружии не в тех руках
— Евгений Петрович! Расскажите, пожалуйста, о том, какие законопроекты вы подали на рассмотрение в ВР?
— Из особо значимых я бы отметил законопроект о Национальном референдуме, поскольку мы пользуемся законом еще периода СССР, и законопроект об особенностях вступления Украины в военно-политические и военные союзы. Речь в нем идет о том, что вступление в такие союзы, в частности речь идет о НАТО, возможно только после проведения референдума. Этот закон полностью отвечает предвыборным обещаниям Партии регионов, и я очень надеюсь, что ВР этот закон поддержит.
Я был среди инициаторов внесения поправок в Уголовно-процессуальный кодекс в части ответственности органов следствия за необоснованно предъявленные людям обвинения. К сожалению, это у нас бывает сплошь и рядом. Уголовные дела в отношении людей возбуждаются, тянутся годами, потом тихо закрываются. Человек опозорен, более того, за это время он наверняка уже успевает побывать за решеткой. И никто никогда перед ним не извиняется. Органы следствия при этом считают, что человек еще и спасибо им должен сказать за то, что они закрыли дело.
Так вот, суть этого закона как раз в том, что если дело закрывается за отсутствием состава преступления, то тот, кто его возбудил, должен официально принести извинения тому лицу, которое подвергалось этой унизительной процедуре. Более того, депутаты высказывались за то, чтобы была еще и иного рода ответственность — как минимум дисциплинарная. Чтобы выбить у правоохранительных органов оружие давления на людей. Потому что часто, еще раз повторяю, уголовные дела возбуждаются, следствие знает прекрасно, что здесь нет доказательств и в суд будет не с чем идти… Но дело возбуждено, человека таскают на допросы, у него могут проводить обыски, его могут задержать, арестовать, его могут опозорить перед всеми, потом тихо закрыть дело за отсутствием состава преступления (ст. 6, п. 2). Я на себе это испытал, когда два дела, по которым меня преследовали и терроризировали более года, были закрыты за отсутствием состава преступления. Причем основанием для закрытия послужили факты, которые лежали на поверхности и были абсолютно ясны с самого начала. Но когда я говорил об этом следователям, то они отводили в сторону глаза и давали понять, что это не от них зависит… И вот, чтобы выбить из рук правоохранительных органов подобного рода политическое оружие, мы и подготовили этот законопроект.
У меня готов законопроект о языках на Украине, мы обещали отстаивать этот вопрос. Этот закон обеспечивает равенство русского языка во всех сферах жизни. Но я его еще пока официально не регистрировал. Просто жду, когда, быть может, страсти политические чуть-чуть успокоятся и тогда можно будет подойти к этому законопроекту в Верховной Раде.
Есть ряд других, может быть, менее резонансных законопроектов. Один из законопроектов, над которым я сейчас работаю, — это основы внутренней и внешней политики Украины, это закон о политических партиях.
Ближайшие планы — возрождение регионального самоуправления
— В составе комитета по правовой политике, который я возглавляю, мы в ближайшее время приступим к рассмотрению второго этапа Конституционной реформы. Это изменения в формировании местной и региональной власти. Если мы к этому придем, то областные и районные советы будут иметь право формировать свои исполкомы. Государственные администрации на районном уровне будут ликвидированы вообще, а на областном уровне они останутся с контрольно-надзорными функциями органа местного самоуправления. Губернатора как такового не будет — будет председатель областного совета, который возглавляет и облисполком. Та же схема, которая сейчас есть в городах, — мэр города руководит работой и горсовета, и горисполкома. Мы возрождаем региональное самоуправление. Мы надеемся, что противостояние, которое мы сегодня наблюдаем между фракциями, исчезнет.
Судьба этого закона проблематична, потому что совсем не очевидно, что «Наша Украина» будет голосовать за эти поправки. Хотя ранее они неоднократно отстаивали эту позицию и всех призывали, наоборот, как можно быстрее осуществить второй этап реформы.
Сегодня же эта сила в оппозиции, поэтому я не уверен, что она поддержит этот закон. Посмотрим, будем убеждать депутатов, будем стараться найти в сессионном зале необходимые 300 голосов.
О судьбах харьковских заводов и ЖКХ
— Евгений Петрович, какую позицию занимает Антикризисная коалиция в отношении промышленных предприятий, в частности крупных харьковских заводов? Что Вы можете сказать о судьбе завода «Электротяжмаш», который не убыточен, однако выставлен на продажу? Можно ли, нужно ли его «отстаивать» в качестве госсобственности?
— Проблема харьковских промышленных гигантов была и остается актуальной. Я убежден, что в каждом конкретном случае нужно подходить очень взвешенно и дифференцированно. Не может здесь быть «кампанейского подхода»: мол, давайте все оставим в государственной собственности — это наша история, это наши флагманы. Или наоборот, давайте все абсолютно продадим, потому что государство плохо управляет.
Завод им. Малышева: понятно, что сегодня как завод-гигант это предприятие существовать не может. Но там есть танковое производство — это государственная тема и она должна остаться в руках государства. Если государство считает необходимым обеспечивать завод на производство танков — то государство будет выделять деньги. Если государство хочет присутствовать на мировом рынке вооружения — оно должно обеспечивать поддержку производства танков, чтобы они были конкурентоспособны и продавались. Хотя в более отдаленной перспективе я не исключаю, что производство вооружения у нас, так же как и в мире, может быть частным. Что касается всего остального комплекса оборудования завода им. Малышева, то нужно абсолютно честно, прозрачно, открыто выставлять его на продажу и передавать в частные руки.
Завод «Электротяжмаш» может быть частным предприятием, но опять-таки государство должно решать эту проблему комплексно, поскольку «Электротяжмаш» — составная часть нашего национального комплекса энергомашиностроения. И от того, насколько будет кооперироваться «Электротяжмаш», например, с тем же «Турбоатомом» и рядом других предприятий, — во многом зависит конкурентоспособность украинского энергомашиностроения. Если государство считает, что этот комплекс лучше передать в частные руки, значит, тогда нужно одновременно выставлять на продажу и «Турбоатом», и «Электротяжмаш», и ХЭМЗ, и ряд других предприятий, которые занимаются этой тематикой. А вырывать отдельные предприятия, на мой взгляд, нерационально.
Можно продолжать этот перечень — в этом ряду стоит и наше авиационное объединение. И здесь тоже государство должно четко и ясно для себя ответить на вопрос: мы хотим оставаться в ряду десяти государств, которые производят самолеты? Мы видим, что можем быть здесь конкурентоспособными? Или нет? Или это предприятие нужно выставлять на продажу и вполне вероятно, что его могут купить не украинские инвесторы? Например, потребности в самолете АН-148 и АН-140 намного выше в той же России, чем у нас. Но я не вижу в этом ничего страшного. Главное — чтобы предприятие работало. Перечень предприятий, не подлежащих приватизации на Украине, сегодня нужно резко сокращать. Кстати, в этом перечне и первомайский завод «Химпром». Мы видим, что государство уже 15 лет не может дать ладу этому предприятию, а продавать не хочет. В результате страдает огромное количество людей и в целом город Первомайский. Замерзают, потому что котельная принадлежит Химпрому… Эту задачу нужно точно так же решать.
— Какова позиция Партии регионов относительно обоснованности тарифов на услуги ЖКХ?
— Тема тарифов сегодня вышла из сферы экономической и перешла в сферу социальную и политическую.
Тарифы должны покрывать себестоимость оказываемых нам услуг и обеспечивать ту прибыль, которая используется предприятиями, эти услуги оказывающими. Это необходимо для поддержания всех сетей в нормальном состоянии, а в идеале — для их развития. Во всем мире жилищно-коммунальные услуги в общем объеме затрат одной семьи занимают от 40 до 50%. Таковы законы.
Конечно, государство и местные власти — в идеале — не должны допускать резких скачков повышения тарифов. Тарифы можно и нужно повышать периодически: раз в несколько лет на 20-30%. Но только при опережающем росте зарплат, пенсий, стипендий и всех социальных выплат. Тогда люди к этому относятся достаточно спокойно: ну, растут же цены на бензин и на другие продукты — мы это видим постоянно. Но они растут без скачков. Когда же происходит кризис и цена на тот же бензин подскакивает на 60-80 копеек — это больно бьет по карману людей. Рост тарифов у нас долгое время искусственно сдерживали. То президентские выборы — людей не нужно волновать, тарифы нельзя повышать. Потом выборы парламентские… В результате разрыв между тарифами и реальной стоимостью услуг стал недопустимым. Тем более после подорожания газа. И, конечно, сейчас местные власти стоят перед дилеммой — если они не повысят тарифы, им просто нечем будет покрывать расчеты за потребляемый газ. То, что это больно бьет по людям, — это очевидно.
Сегодня эта тема приобрела ярко выраженный политический характер, на этом просто спекулируют. Конечно же, государство должно сейчас приложить максимум усилий для того, чтобы в следующем году люди реально ощутили улучшения в своей жизни — повышение зарплат, пенсий и так далее. Тогда острота этой темы спадет.