С 15 апреля водители будут обязаны исполнять нормы новой редакции Правил дорожного движения Украины.

Что это за изменения и как готовятся к ним харьковчане, «Вечерний Харьков» поинтересовался у экспертов и автолюбителей.

Изучать ПДД водителю придется самостоятельно


С изменениями можно ознакомиться на сайтах Департамента ГАИ Украины и Кабинета министров Украины. Однако, несмотря на то что изменения в ПДД вступят в силу менее чем через две недели, комментировать новации мало кто берется. Некоторые разъяснения появляются лишь на сайтах автолюбителей и других независимых ресурсах. Хотя все эксперты настаивают: разбираться в новшествах водителям надо самим.

– Мы можем доносить водителям пункты постановления Кабмина дословно, но не комментировать его, – говорит инспектор отдела профилактической работы управления ГАИ ГУМВД Украины в Харьковской области  Григорий Обозный.

При этом страж дорог напоминает, что незнание закона не освобождает от ответственности.

– Это права водителей, – согласен автоэксперт, автор и ведущий телепрограммы «Бардачок» Александр Трепетин. – Они должны самостоятельно изучать ПДД. В автошколах сейчас только начинают разбираться в новых требованиях.

Почему только сейчас? Замдиректора по учебной части Харьковской объединенной технической школы общества содействия обороне Украины (ДОСААФ) Виктор Тютюнник объясняет, что они ждали, когда выйдет официальное печатное издание.

– Не надо покупать сомнительные брошюры, которые уже предлагают в метро и других местах, – предостерегают в автошколе. – В неизвестно кем изданных в них и старые правила написаны как попало. Потом ученикам приходится вносить исправления прямо в брошюрах. Специалисты рекомендуют  доверять лишь официальным издательствам.
Виктор Тютюнник обращает внимание на то, что утверждено более 20 новых знаков и табличек к ним (в основном знаков сервиса), а также новая разметка, которая теперь будет многоцветной: не только белой и желтой, как раньше, но и с включением синего, оранжевого и красного цветов. К слову, теперь дорожные знаки имеют преимущество перед дорожной разметкой. Появились и новые определения, например: «газон», «дневные ходовые огни» и т. д.

Большинство автоэкспертов считают, что изменения в ПДД носят  косметический характер.

– Новшествами, которые закреплены в ПДД, законодатель лишь привел к реалиям сегодняшнего дня нормы, с которыми водители постоянно сталкиваются на практике, – считает Александр Трепетин.

В новых правилах официально закреплено, что транспортные средства с 1 октября по 1 мая за пределами населенных пунктов должны ехать со включенными дневными ходовыми огнями или с ближним светом фар.

На газонах парковаться нельзя


Некоторые новые нормы, по мнению автоэкспертов, на самом деле хорошо забытые старые. В частности «обгон с правой стороны», по поводу которого в Интернете шла острая дискуссия.

– Кто-то просто неправильно истолковал этот пункт, – успокаивает водителей Виктор Тютюнник. – Что такое обгон? Это опережение одного или нескольких транспортных средств, связанных с выездом на полосу встречного движения. Опережение с правой стороны, при наличии двух и более полос было предусмотрено правилами с 2002 года.

То же самое касается и запрета стоянок и остановок на газонах, подчеркивает эксперт. Они и раньше не были разрешены, просто законодатель теперь выписал все подробно, с определениями.

Между тем не все нововведения, которые выносились на обсуждение, Кабмин утвердил. Так, законодатель не стал обязывать водителей «переобувать» автомобиль в резину, соответствующую сезону. Внесена только рекомендация: на скользкой дороге использовать шины, соответствующие состоянию проезжей части.

Такой же рекомендательный характер носит и пожелание водителям во время вынужденной остановки в условиях недостаточной видимости находиться на проезжей части в сигнальном жилете, а пешеходам при переходе дороги в темное время суток пользоваться фликерами – светоотражающими элементами.

– Жаль, что не приняли пункт по поводу резины, –  не скрывает разочарования   основатель Союза автоклубов Дядя Фара. – На мой взгляд, это неправильно. Если авто «обуто» не по сезону, водителя следовало бы строго наказывать.

А вот изменения в пункте «Перевозка детей» автоклубовец считает важным.

– Теперь при высадке и посадке детей автобус должен включить оранжевый проблесковый маячок, при этом другие водители обязаны снижать скорость движения, – поясняет Дядя Фара. – Вот это давно необходимо было сделать.


Харьковчане о новациях слышали «краем уха»
«Вечерний Харьков» поинтересовался у водителей, что они знают о новациях. Выяснилось, что большинство автолюбителей об изменениях слышали «краем уха» и запомнили в основном положение о включении фар за городом.
– Вроде с 1 апреля ГАИ станет штрафовать водителей, которые будут ездить без ближнего света фар, – говорит Леонид.
Автолюбитель Александр также слышал новости по радио об обязательном включении фар за городом с 1 октября по 1 мая. О других новациях ничего не знает и не особенно торопится их изучать.
– Практика показывает, что многое из внедренного потом отменяют, - отмахивается он. 
– Я не намерен без конца менять сгоревшие лампочки и садить аккумулятор из-за положения о ближнем свете, – противится нововведениям владелец «Жигулей» Евгений с восьмилетним водительским стажем.
– Вообще то, такие машины, как у меня, ГАИ не останавливает, – улыбается водитель инкассаторского старенького УАЗа.

Активисты ждали большего


Главный редактор газеты «Дорожная карта» Виктор Козориз вместе с коллегами-общественниками, ратующими за безопасность дорожного движения, предлагали внести в ПДД свои многолетние наработки. В частности речь шла о новом дорожном знаке «Направления движения пешеходов», а также об ограничении максимальной скорости автомобилей в населенных пунктах до 50 км/ч.

– К сожалению, наши предложения не были услышаны законодателем, – сетует Виктор Козориз.

Все же, по мнению общественника, некоторые новые нормы требуют дополнительного разъяснения со стороны специалистов.

– Разъяснения нужны для того, чтобы не создавать аварийных ситуаций. Это касается и того же обгона с правой стороны, а также других пунктов, – поясняет он.

По мнению Виктора Козориза, чтобы в нашей стране дороги стали безопаснее, а водители и пешеходы ответственнее, косметических изменений в ПДД недостаточно – нужны кардинальные меры. Например, активисты уже не раз предлагали усовершенствовать систему организации дорожного движения и даже создать для этого отдельное ведомство – Национальное агентство по управлению дорожным движением.

– У нас основной орган, который отвечает за безопасность движения, это ГАИ, – отмечает инициатор реформ. – Но масштабы проблемы такие, что этим вопросом должно заниматься новое ведомство.

Срок действия водительских прав теперь ограничен
Департамент ГАИ МВД Украины информирует автолюбителей о вступлении в силу постановления Кабинета министров Украины от 13 марта 2013 г. № 185 «О некоторых вопросах выполнения Закона Украины «О едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих личность или ее специальный статус», сообщает пресс-служба МВД.
Постановлением установлены следующие сроки действия удостоверений водителя:
– на право управления транспортными средствами категории А, А1, В и В1, которые оформлены и выданы после вступления в силу этого постановления, — в течение двадцати лет со дня их выдачи;
– других категорий — в течение десяти лет с указанной даты.
– Такие удостоверения подлежат обмену в установленном порядке. Документы, выданные до вступления в силу настоящего постановления, действуют в течение срока, на который они были выданы, – говорится в сообщении пресс-службы МВД.
Ранее ГАИ напоминала о необходимости замены водительских удостоверений советского образца до конца 2013 года.