В прошлом номере мы уже сообщали о ситуации, сложившейся в Харьковском национальном университете им. В.Н. Каразина из-за распространения открытого письма двадцати преподавателей, ушедших в глубокую оппозицию к ректору университета. В четверг в ХНУ на пресс-конференции для журналистов опять кипели страсти. За одним столом, но с противоположных сторон, встретились ректор ХНУ Виль Бакиров и некоторые из авторов письма.

Подогреть накалившуюся к этому дню атмосферу помогли местные средства массовой информации: только ленивый не писал об университетских оппозиционерах. Заголовки сообщали, например, что «Бакиров уже знает, что его не хотят видеть ректором харьковского университета», хотя авторы письма напрямую этот вопрос не ставили. Журналисты пошли дальше и пытались узнать у растерявшихся чиновников: а когда же будет уволен ректор? Расставить все точки над «i» предполагалось на совместной пресс-конференции с участием двух сторон. Однако по ее окончании стало ясно, что лаконичная финальная точка академического скандала растянулась как минимум в многоточие.
А судьи кто?К сожалению, услышать авторов открытого письма не довелось: часть из них отсутствовала, остальные были немногословны. Поэтому весь огонь харьковских акул пера принял на себя ректор университета Виль Бакиров. Он заявил, что очень благодарен губернатору Арсену Авакову за слова «они в состоянии сами разобраться». «Многие в университете поддерживают усилия новой власти для оздоровления жизни в стране», — подчеркнул Бакиров. Он не верит, что власть будет участвовать в процессе преследования людей по политическим мотивам. В то же время Виль Савбанович считает, что он подвергается «откровенной, хорошо организованной травле».
По словам ректора, он предполагал, что участие в президентской кампании на стороне проигравшего кандидата «не добавит мне комфорта». Чего он точно не предвидел, это того, что под нашумевшим письмом поставят подписи некоторые люди, которых «я ценил, ценю, уважаю и даже люблю». Бакиров надеется, что они найдут в себе силы, мужество и смогут объясниться. Некоторые, по его словам, это уже сделали.
С другой стороны, он старался участвовать в избирательной кампании предельно корректно и цивилизованно. «Наверное, — рассуждает доктор социологических наук Бакиров, — было ошибкой участие в этой кампании в качестве ректора, и после второго тура я полномочия сложил. Но существовал целый ряд обстоятельств, связанных с необходимостью решать многие проблемы университета, которые невозможно было решить, не имея этого статуса (доверенного лица. — Прим. ред.)». «Здание академии им. Говорова (Военного университета. — Прим. ред.), — подчеркнул Бакиров, — стоит десяти ректорских кресел. Я бы очень хотел, чтобы новая власть построила такую систему отношений, когда ректоры и другие руководители не были бы вынуждены оказываться в таком положении».
Вопрос о кресле задел щекотливую тему преемника. Бакиров дал ответ на вопрос журналиста Натальи Гончаровой (медиа-группа «Объектив») о том, что среди подписавших письмо якобы есть люди, которые сами хотели бы занять место ректора. Один его коллега изучил список подписантов и сгруппировал их в четыре категории: часть людей — революционеры по призванию, это их образ жизни; часть — «обиженные» (кто-то не стал, например, завкафедрой). Третья категория — те, кто хочет получить доступ к финансовым возможностям и решить какие-то очень крупные финансовые проекты. А четвертые хотят просто «порулить». «В кулуарах, — отмечает Бакиров, — мне твердо обещают, что вопрос о преемнике уже решен, его фамилия известна: «власть знает, что делает, не барахтайтесь!.. Если я покину должность ректора, а я думаю, что я ее в конце концов покину с большим удовольствием и счастьем, — то это будет только в том случае, если я не смогу больше работать и почувствую, что мое пребывание в этой должности вредит университету».
Жизнь в состоянии войны?
Похоже, что раскурить трубку мира сторонам будет непросто. С одной стороны — непримиримая позиция, точнее, оппозиция подписантов, с другой — достаточно твердое отношение к происходящему действующего ректора. Конфликт явно выходит за пределы университета. Виль Савбанович сообщил, что сейчас юристы изучают текст открытого письма, потому что у него есть намерение «оценить возможность защиты чести и достоинства ректора, а следовательно, чести и достоинства многотысячного коллектива университета, в суде». Однако он примет окончательное решение «с учетом многих обстоятельств». Есть еще один выход: если авторы отзовут свое письмо и публично извинятся перед коллективом университета (не перед ректором), то он «все забудет». Бакиров обещал действовать строго в рамках служебных полномочий и существующих правил.
Постройка надстройки?
По признанию ректора ХНУ, происшедшее стало для него важным сигналом о том, что в старейшем университете страны нужна своего рода перестройка — нужно что-то серьезно и радикально менять, перестраивать. Необходимо найти эффективные формы реформирования порядков, к которым привыкли в вузе и перестали их замечать. «Я осознал, что не все так хорошо, как мне казалось, и что есть над чем подумать». По словам Бакирова, в результате общения с людьми он пришел к выводу, что возможно создание некоего общественного органа в форме гражданского контроля, который бы существовал параллельно с высшим органом самоуправления университета — конференцией трудового коллектива. Согласно уставу, ректор вуза ежегодно отчитывается на этой конференции о своей работе. В зале, заполненном людьми, можно задать любой вопрос письменно или устно, выступить, высказать свое мнение. Следует отметить, что никаких обращений от сегодняшних «оппозиционеров» во время работы очередной конференции, которая прошла 15 марта, не поступало. Кстати, на прошедшей конференции был утвержден проект нового устава университета. По словам ректора, устав — «предельно демократичный, с учетом всяческих пожеланий и предложений, расширяющий демократические принципы в университете до предела».
Возрождение
Не удержались журналисты от вопроса о состоянии «освоения» новых территорий Военного университета. Виль Савбанович сообщил, что сейчас решается, какие факультеты будут переезжать. Точно известно, что медицинский, компьютерных наук, физико-технический, инженерно-физический, социологический и психологический факультеты скоро станут новоселами. Уже проводятся занятия и вовлечение «не-освоенных» территорий в учебный процесс и научно-исследовательскую работу. Однако остается проблема капитального ремонта некоторых помещений. На эти цели министерство обещало выделить три миллиона гривен, но пока университет их не получил. Ректор отметил, что конфликт повлиял на статус и репутацию университета не в лучшую сторону. Перспективы ректора, с ног до головы облитого грязью, который к тому же ставит в министерстве вопрос о финансировании и получении дополнительных средств, не самые радужные.