Обеспечение безопасности движения на автомобильных дорогах напрямую связано с финансированием дорожного хозяйства.

Финансов сегодня недостаточно, поэтому вопрос безопасности стоит очень остро, убежден ведущий инженер отдела охраны труда и безопасности движения «Облавтодора» Николай Лялюк. Именно в его ведении вопросы безопасности движения на сети дорог, обслуживаемых «Облавтодором» по заданию заказчика – Службы автомобильных дорог Харьковской области

Главный вопрос – изношенность путей


– Безопасность движения на автомобильных дорогах сегодня оставляет желать лучшего по той причине, что имеет место большой недостаток средств на решение этих вопросов. Речь идет об обновлении разметок, установке достаточного количества дорожных знаков, ремонте и восстановлению барьерных ограждений, содержанию искусственных сооружений, которые длительное время не ремонтировались. И самый главный вопрос – это изношенность пути в связи с тем, что дороги не прошли в свое время капитальный и средний ремонт, как это требуется в соответствии с нормативами межремонтных сроков. Это привело к тому, что начала интенсивно образовываться ямочность, сказались и значительные колебания температуры. В Харькове количество замерзаний и оттаиваний увеличилось, а это прямой путь к разрушению дорожного покрытия и образованию ямочности. К этому можно добавить и задержку с ремонтом покрытий, что тоже ведет к образованию ямочности, которая до последнего пятилетия не была такой массовой. Следует также учесть, что дорожные работы только тогда выполняются с надлежащим качеством, когда температура воздуха превышает 5 градусов тепла. Но обстоятельства вынуждают приступать к ямочному ремонту при более низких температурах, порой даже при отрицательных. Такие технологии и материалы существуют, хотя они очень дорогостоящие. Но дорожники идут и этим путем, чтобы исключить аварийную ямочность, – подчеркивает Николай Лялюк.

Кто виноват – определяет суд


Нередко водители, попавшие в ДТП, обращаются в судебные инстанции с иском на дорожников. Но вот выиграть этот спор в суде водителям удается довольно редко. Почему?

– Процедура спора между владельцами автотранспорта и Облавтодором, который содержит дорожную сеть, включает несколько моментов, – поясняет Николай Люлюк. – Эти моменты нормируются рядом документов, главный из которых – Государственный стандарт «Безопасность дорожного движения и требования к эксплутационному состоянию». В стандарте изложены основные пункты ответственности дорожников. Кроме того, стандарт предусматривает обязанность информировать водителей при помощи соответствующих дорожных знаков об изменении условий проезда на том участке, куда заезжает водитель. Например, летом на указателях должно быть отражено состояние покрытия, обочин и наличие дорожных знаков. Если водитель предупрежден о том, что он въезжает на участок, где имеются отклонения от стандартов, ответственность дорожных организаций сводится к минимуму. В зимнюю пору такая ответственность возникает в случаях, если отсутствует информация о состоянии или ограничении проезда.

Дороги Харькова: ямочный ремонт (фоторепортаж)


И практика сегодня выглядит следующим образом. По протоколам Госавтоинспекции об административных правонарушениях, которые составляются при нарушениях требований стандарта (именно ГАИ является полномочным представителем государства для оценки безопасности движения), в Харьковской области буквально единичны случаи, когда дорожные организации возмещали автомобилистам ущерб. Это касалось случаев, где не было знака, водитель не был предупрежден и, как правило, такие споры разрешались в суде, куда мы предоставляем материалы о выполненных работах и о соответствии их стандарту. При необходимости мы заказываем экспертное заключение – если требуются дополнительные разъяснения с точки зрения использованных материалов, проектных решений, а также поведения водителей. Поэтому сразу однозначно ответить на вопрос: кто прав в споре – дорожная организация или водитель, нельзя. Чтобы докопаться до истины, требуется весь набор мероприятий, которые в конечном итоге приведут к уточнению, в чем заключалась причина того или иного ДТП.

Статистика ДТП
По данным сайта Укравтодора, по состоянию на 01.01.13, за последние три года на дорогах общего пользования, которые находятся в подчинении Харьковской областной службы автомобильных дорог, не было ни одного ДТП, вина за которое была бы признана за Облавтодором. Для сравнения за этот же период в Крыму произошло 322 ДТП по вине региональной службы автодорог, в Запорожской области – 189, Хмельницкой – 164, Одесской – 157, Днепропетровской – 132, Львовской – 105, Донецкой – 102, Ровенской – 94, Киевской – 92.