В понедельник и.о. заместителя городского головы-директор департамента градостроительства, архитектуры и земельных отношений горсовета Татьяна Овинникова встретилась с харьковскими журналистами. В основном ей пришлось комментировать решения, принятые городскими депутатами на последней сессии.

Двадцать второго ноября городской совет утвердил границы историко-культурного ареала Харькова. На стадии обсуждения этого документа у многих складывалось впечатление, что цель его написания — не допускать строительства в центральной части города, но, как выяснилось из высказываний чиновников и из текста документа, город не может позволить себе не строить в центре. А если без этого не обойтись, то надо как-то строительную стихию направить в цивилизованное русло. Определение статуса историко-культурного ареала и должно упорядочить хаотичную застройку центра. Границы ареала разработаны на основании анализа картографических материалов, научных трудов, информации о памятниках архитектуры и совпадают с территорией Харькова образца 1896 года плюс территория Нагорного плато с застройкой первой половины ХХ века. В границы историко-культурного ареала входят: центральная часть города, Залопанская часть (улица Полтавский шлях до Гончаровки и вокзала), Захарьковская часть (начало Московского проспекта), Нагорная часть. В зоне историко-культурного ареала наибольшая концентрация памятников архитектуры: 464 из 565 по всему Харькову. Документ, говорят в горисполкоме, еще будет дорабатываться. В частности, в следующем году обещают прописать процедуру согласования и условия застройки в исторической зоне города.
Татьяна Овинникова считает, что это решение принято с «небольшим опозданием». А цель оно преследует вполне благую: «сохранить историческую часть города в том первозданном виде, который когда-то был». Только непонятно, как можно сохранить то, чего уже практически не осталось. Если речь идет о первозданном виде, например, района за Госпромом. На стоимости арендной платы новый статус историко-культурного ареала никак не скажется, говорит директор департамента градостроительства и архитектуры. «Однозначно отразится на состоянии фасадов. Людям, которые арендуют помещения в памятниках архитектуры, придется заниматься своевременным ремонтом фасада и содержать данные строения в надлежащем виде».
Что касается ведущегося сейчас строительства в историческом центре Харькова, то Татьяна Ивановна отметила, что закон обратной силы не имеет. Если стройка уже начата, то отменить ее невозможно. Обсуждение уместно только на стадии рассмотрения эскизного проекта. Депутаты горсовета того же мнения. В прошлую среду они проголосовали за то, чтобы фирмы-застройщики «Авантаж» (на улице Культуры) и «Т. М. М. » (на улице Ахсарова) продолжили строительство жилых домов. Напомним, что 31 мая эти стройки были приостановлены. Все обстоятельства, связанные с этими стройками, были рассмотрены, по словам Татьяны Ивановны, специально созданной рабочей группой. Застройщики согласились вложить средства в благоустройство прилегающих территорий и организацию альтернативного варианта въезда на строительную площадку. «Насколько я чувствую по обращениям граждан, этот конфликт (речь о стройке на улице Ахсарова. — Прим. авт.) немножечко стих. Пока остаются некоторые граждане, которые высказывают несогласие с данным строительством, но, изучая обращения, мы видим, что эти люди живут в другом месте». Вообще, Татьяна Овинникова считает, что в основе строительных конфликтов лежит человеческий эгоизм. Людям не нравятся «временные неудобства, они не хотят думать, что это два-три года неудобства, а в дальнейшем — благоустроенная территория. Получить ее — это плюс, но люди не могут смириться с периодом строительства. Наверное, это еще связано с культурой строительства. Ее надо повышать. Если бы все требования выполнялись подрядчиками, наверное, было бы меньше негатива».
Еще одно из решений последней сессии горсовета — закрепление статуса рекреационных зон за тридцатью скверами, посадками. На вопрос, почему в список не попали зоны зеленых насаждений Киевского, Фрунзенского и Орджоникидзевского районов, Татьяна Ивановна ответила, что в 2005 году уже принималось аналогичное решение, тогда было утверждено порядка 40 рекреационных зон именно в этих районах. Назвать, на какой именно сессии принято было данное решение, Овинникова затруднилась.
О судьбе гаражных кооперативов в районе станции метро «Научная» и.о. заместителя мэра сказала, что «в свое время эти гаражи были построены, по всей вероятности, на основании каких-то принятых решений, но, к сожалению, они не сданы в эксплуатацию и права собственности на данные гаражи не оформлены до сегодняшнего дня. Посему, когда будет подходить застройщик с комплексным решением данного вопроса, будет рассматриваться вопрос выкупа гаражей, строительства новых объектов, в том числе и мест хранения автотранспорта».