В минувшую пятницу наш город посетили первый вице-премьер-министр Украины Анатолий Кинах и министр промышленной политики Владимир Шандра. Высокие киевские гости приняли участие в заседании актива области, посвященном итогам социально-экономического развития Харьковщины в 2004 г. и первоочередным задачам на 2005 г.

Первый заместитель главы облгосадминистрации Владимир Бабаев довольно обстоятельно обрисовал в своем докладе итоги минувшего года, после чего, естественно, с трибуны выступили все желающие. Таким образом, к моменту выступления первого вице-премьера перечень проблем, как говорится, был представлен более чем.
Первым делом Анатолий Кинах напомнил собравшимся в зале активистам области об основных требованиях нынешней кадровой политики — критериях профессионализма, высокой моральной планке и умении людей во власти работать в интересах народа.
— У нас одна цель — мы работаем на людей, добиваемся того, чтобы люди жили достойно в своей стране и уверенно смотрели в завтрашний день, — подчеркнул Анатолий Кириллович.
При этом первый вице-премьер-министр не преминул предупредить как руководство области, так и актив о том, что «любые попытки злоупотреблять служебным положением, коррупция, неуважение к людям будут караться». Мол, с такими нам не по пути, и никогда они не будут работать в системе государственной власти. И, конечно же, крайне важно, чтобы решения сложнейших проблем осуществлялись на основе консолидации имеющихся в регионе сил, заметил Анатолий Кинах. По словам первого вице-премьера, минувший год Харьковщина завершила неплохим показателем по объему промышленного производства. Предприятия области изготовили промышленной продукции на 16,1% больше, чем в 2003 г. Тем не менее остается еще достаточно серьезных проблем, которые должны быть в центре внимания нового руководства области.
В первую очередь Анатолий Кинах обратил внимание на уровень средней заработной платы в области. По этому показателю Харьковщина пока что находится на 11-м месте среди регионов страны. В прошлом году средняя зарплата на Харьковщине составляла более 568 грн., в текущем — 596 грн. Следующий важный момент: сегодня область вышла приблизительно на 71% объемов промышленного производства (в целом по Украине этот показатель достигает 92%) по сравнению с 1990 г. По объему привлеченных инвестиций наш регион занимает всего лишь 10-е место в Украине. Так, если в год на одного человека в целом по стране приходится порядка $177 инвестиционных средств, то в нашей области — $130. Опять же, что касается промышленности Харьковщины, то, по заверению Анатолия Кирилловича, она находится «в сложном положении, которое в среднем хуже, чем по Украине». Первый вице-премьер приводит конкретные цифры: 41% промышленных предприятий региона завершили минувший год с убытками, общий уровень которых составил 1,2 млрд. грн.
Особое внимание было уделено таким крупнейшим предприятиям области, как тракторный и авиационный заводы, а также заводу им. Малышева. В ближайшие дни, по заверению Анатолия Кинаха, на специальном заседании Кабинета министров будет рассмотрена в комплексе проблематика завода им. Малышева. Что касается ХТЗ, то для его успешного развития (читай — будущего) необходимо выпускать не менее 250-280 тракторов ежемесячно, считает первый вице-премьер. Только тогда, по его мнению, можно будет говорить о конкурентоспособности предприятия. Анатолий Кириллович также заверил, что правительство приложит со своей стороны все усилия, чтобы поддержать отечественное сельхозмашиностроение.
Не меньшую озабоченность высокопоставленный чиновник выразил и в отношении авиационного завода. «Только в течение 2004 года предприятие фактически вдвое увеличило свою кредиторскую задолженность. На сегодня она составляет 530 млн. грн., задолженность банкам — 380 млн. грн. Общая сумма долгов предприятия достигает 910 млн. грн. При этом объем производства за прошлый год составил 224 млн. грн. Таким образом, объем кредиторской задолженности в четыре раза превышает объем производства предприятия при отрицательном уровне рентабельности товарной продукции», — констатировал Анатолий Кинах.
И, пожалуй, последний момент, на котором бы стоило остановиться. Заявленное на днях решение (или желание?) «Укрзалiзницi» повысить тарифы на грузовые железнодорожные перевозки, а также на билеты на проезд в купейных и СВ (мягких) вагонах Анатолий Кириллович не оставил без внимания. И попросил «не накалять обстановку».
— Пока мы не проведем глубокий анализ в отношении того, что происходит в «Укрзалiзницi», ее реальное финансовое состояние (каждый тариф должен быть технико-экономически обоснован, плюс прогноз, как это отразится на потребителе), никаких изменений в том объеме, который озвучен, не будет, — пообещал первый вице-премьер. — Это моя позиция, и в этом контексте других вариантов нет. Это естественный монополист, а каждое изменение тарифов влияет на все уровни оптово-розничных цен в Украине, включая конкурентоспособность. Волюнтаристских решений здесь не будет.
По окончании актива области Анатолий Кириллович ответил на вопросы представителей СМИ, после чего посетил авиационный завод, приняв участие в совещании, посвященном проблемам авиационной промышленности.

В тему
Действующий в Харькове спецрежим инвестиционной деятельности — под угрозой. В субботу премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что правительство проведет проверку всех свободных экономических зон и спецрежимов инвестдеятельности. По информации «Интерфакс-Украина», премьер выразила уверенность, что «количество возбужденных уголовных дел будет равно количеству свободных экономических зон и территорий приоритетного развития».
Первый вице-премьер Анатолий Кинах придерживается другой точки зрения. В пятницу во время визита в Харьков Кинах заявил, что выступает против повальной ликвидации всех специальных режимов инвестиционной деятельности.