Приняв ряд законодательных актов по регулированию земельных отношений в 2011–2012 годах, Верховная Рада Украины сделала значительный шаг на пути завершения земельной реформы.
В земельном законодательстве страны произошли значительные изменения, касающиеся земель сельскохозяйственного назначения. Кабинет министров Украины в 20012 году утвердил план действий по проведению земельной реформы и созданию прозрачного рынка земель сельского хозяйственного назначения товарного производства.С 1 января 2013 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по сохранению плодородия почв», «О кадастре», внесены изменения в Закон Украины «Об аренде земли». Данными законами признан механизм использования сельскохозяйственных земель товарного производства, в связи с чем земельные участки сельскохозяйственного производства используются в соответствии с разработанными проектами землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, и предусматривают мероприятия по охране земель.
На период до 1 января 2015 года указанные требования распространяются на собственников земли и землепользователей, использующих земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения товарного производства общей площадью более 100 гектаров.
Новой редакцией ст. 55 Кодекса Украины об административных правонарушениях установлена ответственность за отклонение от установленных проектах землеустройства, а также за использование земельных участков сельскохозяйственного назначения без утвержденных в случаях, определенных законом, проектов землеустройства, которые обеспечивают эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий.
Сумма штрафа составляет от 300 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан – до 8000 гривен.
Таким образом, с 2013 года использование земель товарного производства должно осуществляться только на основании проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и благоустройство угодий.
Главной целью проекта землеустройства является разработка мероприятий, обеспечивающих рациональное использование и охрану земель, а также получение землепользователем максимумальной прибыли от хозяйственной деятельности на земле. В основе лежит научно-обоснованный проект.
Он представляет собой совокупность документов (расчетов, объяснений) по организации территории сельскохозяйственного предприятия. Проект севооборота определяет новую форму организации территории, которая должна способствовать росту эффективности производства.
Харьковское КП «Облземпроект» разрабатывает проекты землеустройства, обеспечивающие эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, в основе которых лежит выполнение требований постановления Кабинета министров Украины о порядке составления проектов землеустройства. На предприятии создана достаточная материально-техническая база, укомплектован состав высококвалифицированных сертифицированных инженеров-землеустроителей. Для выполнения отдельных видов работ по землеустройству в состав предприятия привлечены специалисты в области почвоведения, агрохимии, экономики и градостроительства, имеющие большой научный и практический опыт работы.
Согласно ст. 1 Закона Украины «О землеустройстве», проект землеустройства – это совокупность нормативно-правовых, экономических, технических документов по обоснованию мероприятий по использованию и охране земель, которые предполагается осуществить в течение 5–10 и более лет в рамках землевладений и землепользовании.
В конечном итоге товаропроизводитель должен получить проект, который обеспечит рациональное и эффективное использование всех земель, создаст благоприятные условия для повышения производительности труда, минимизации капиталовложений, урегулирует вопрос приостановления эрозионных процессов, определит земли, использование которых экономически неэффективно и экологически опасно.
Разработки проектов землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, следует считать одним из первых шагов на пути исправления системных ошибок, допущенных во время проведения в Украине земельной реформы.