Харьковские ученые и автоинспекторы планируют сделать дорожное движение в городе более безопасным.

Чтобы выработать общую стратегию, они собрались на международную конференцию «Проблемы повышения безопасности и культуры дорожного движения». Резолюцию собрания организаторы отправят на рассмотрение в Кабмин.

На сегодняшний день Украина входит в десятку стран мира с самой высокой аварийностью на дорогах, говорит ректор Харьковского национального автодорожного университета Анатолий Туренко. По его мнению, бороться за снижение аварийности нужно не одними лишь штрафами – важно воспитывать водителей и пешеходов. Причем вопросами безопасности должны заниматься не только правоохранители, но и ученые.

– Возьмем, к примеру, Россию, там на программу безопасности дорожного движения ежегодно тратится до 100 миллиардов рублей. Десятая часть этой суммы идет на научные исследования, – соглашается президент общественной организации «Товарищество участников движения» Александр Ситенко. – В Украине готовится национальный план действий по повышению безопасности на дорогах, и ученые обязательно направят разработчикам этого документа свои рекомендации.

Безопасность на дорогах зависит от культуры поведения водителей


В национальном центре безопасности дорожного движения отмечают, что после увеличения штрафов за нарушение правил дорожного движения аварийность на дорогах страны стала снижаться, но в то же время в Украине происходит в десять раз больше ДТП, чем, например, в Великобритании.

– Начиная с 1990 годов в нашей стране кардинально изменилась структура автопарка. Если раньше 80% автомобилей были грузовыми, то теперь такое же количество — частные легковушки, – рассказывает начальник центра безопасности дорожного движения Департамента ГАИ при МВД Сергей Будник. – На сегодняшний день у нас официально зарегистрировано 27 миллионов водителей. Естественно, что от их культуры поведения зависит безопасность на дорогах.

Аварийность на харьковских дорогах снизилась на 15%


В областном управлении ГАИ свои предложения, как можно обезопасить движение на автомагистралях, уже подготовили. Начальник управления ГАИ ГУМВД Украины в Харьковской области Александр Ершов говорит, что по сравнению с прошлым годом аварийность на харьковских дорогах снизилась на 15%. Между тем дорожная обстановка во многом зависит от сознательности водителей, поэтому их нужно воспитывать со школьной скамьи.

– Сейчас на изучение правил дорожного движения в школах отведено десять часов в год, – говорит Александр Ершов. – Мы предлагаем Министерству образования увеличить количество таких уроков в два раза.

Правоохранители говорят, что сейчас правила дорожного движения изучаются в младших классах в рамках предмета «Безопасность жизнедеятельности». Помимо этого харьковские школьники посещают специальный автогородок, но этого недостаточно, уверены в ГАИ.

– Мы открывали учебник «ОБЖ» для первоклассников, там теме дорожного движения отведено всего две странички, – рассказывает Сергей Будник. – Поэтому сотрудники нашего центра уже разработали комплект плакатов для школ с методическими рекомендациями и рабочими тетрадками для учеников 1–4-х классов.

Автоинспекторы предлагают еще несколько прикладных способов снижения аварийности в городе. В частности, планируют ввести на улицах Сумской, Пушкинской и Гиршмана одностороннее движение, добавить на перекрестках светофоров и модернизировать пешеходные переходы.

– Как эксперимент мы предлагаем пешеходные переходы поднять на два сантиметра, чтобы водители обращали внимание на пешеходов, – говорит Александр Ершов. – Помимо этого для безопасности пешеходов стоит оборудовать несколько аварийно опасных перекрестков переходами со светодиодами. На ул. Отакара Яроша такой эксперимент удался.

В ГАИ хотят автоматизировать выдачу прав


Правоохранители считают, что для безопасности дорожного движения особое внимание стоит уделить работе автошкол. В течение последних двух лет практически все эти заведения прошли специальную аккредитацию, однако в борьбе с аварийностью нет предела совершенству, считают в центре безопасности дорожного движения.

– Департамент ГАИ планирует автоматизировать выдачу водительских удостоверений, то есть принимать экзамены у будущих водителей с помощью специальной системы в режиме онлайн, – рассказывает Сергей Будник. – Также  мы изучаем возможность во время экзаменов применять автоматические автодромы. Есть такое очень серьезное техническое средство, которое полностью исключит субъективный фактор.

Лазерный сканер помогает расследовать ДТП


Эксперты-криминалисты, расследующие причины ДТП, говорят, что  для безопасности движения немаловажно понимать, почему произошла та или иная авария. Год назад для областного экспертно-криминалистического центра правоохранители закупили специальный лазерный сканер. Сейчас все резонансные ДТП в Харьковской области расследуются именно с его помощью.

– Этот прибор стоит порядка 100 тысяч долларов, и их всего два в Украине, – говорит заместитель начальника научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра при МВД Украины в Харьковской области Сергей Шевцов. – Это сканер американского производства, который помогает восстановить полную картину ДТП. Он сканирует обстановку на месте происшествия и документирует ее настолько детально, что впоследствии можно до миллиметра выяснить, кто из участников аварии где находился и какая была дорога.

Какие из предложений, озвученных на конференции, будут воплощены в жизнь, участники прогнозировать не берутся, поэтому советуют водителям контролировать поведение на дорогах. Это, по их мнению, тоже снизит аварийность.