Она – возмутительница спокойствия благопристойных граждан: не так давно она ворошила сомнительной чистоты бельишко звезд шоу-бизнеса, теперь тиражирует свои фото в чем мать родила и вообще творит все что вздумается.
14 апреля в еврейском культурном центре «Бейт Дан» прошла фотовыставка обладателя титула «Золотая писательница Украины», эпатажного автора серии романов «Киевские ведьмы» Лады Лузиной.На этот раз скандальная журналистка и писательница предложила экскурс в «потусторонний» мир Киева. Лада Лузина приехала по приглашению еврейского культурного центра «Бейт Дан», чтобы презентовать харьковчанам фотовыставку «Киев мистический». На снимках загадочные уголки столицы и таинственный дуэт: белокрылый ангел (в роли небесного создания – Борис Апрель) и дерзко соблазнительная обнаженная ведьмочка (Лада Лузина). Эти работы можно приобрести за 200 грн. Сбор от благотворительного аукциона и продажи книг с автографом автора пойдут на реставрацию одного из шедевров киевской архитектуры – «Шоколадного домика».
– Лада, чем вас заинтересовала мистическая сторона Киева?
– К сожалению, все исторические факты находятся в исторических книгах, которые читают 2–3% населения. Киев очень давно известен, как столица ведьм. В Киеве четыре официальных Лысых горы, причем они упоминаются и в дореволюционных, и в советских справочниках. Я изучила множество исторических книг, но рационального объяснения этому факту так и не обнаружила. По одной из гипотез, у представителей различных профессий, например ремесленников, были свои цеха, а знахарки, которых в Киеве было очень много, создавать свои цеха не могли. Поэтому каждый год в определенное время они встречались на Лысых горах: собирали и сушили травы, пили, гуляли. Звуки их веселого времяпровождения, которые в определенные дни доносились до жителей города, и породили легенды о киевских ведьмах. Более рациональной версии я не знаю. Когда меня спрашивают: «Вы не боитесь писать о ведьмах?», я отвечаю, что я киевлянка, это часть моего города, и такие вещи легко во мне уживаются. «Умирающий Киев» и «Киевский мистический» – это мой первый социальный проект, причем не только культурный: он должен принести материальное благо моему городу. Первая фотовыставка в рамках проекта «Умирающий Киев» уже была показана в Киевском музее истории. Все работы проданы, и часть денег на реставрацию уже собрана. Осенью «Киевский мистический» увидят и киевляне: выставка появится в столице вместе с одноименным альбомом. Работы с выставки тоже будут продаваться, и эти деньги пойдут на возвращение уникальной мебели, которая была частью интерьера «Шоколадного домика», когда он был только построен. С этого домика я начинала – это был мой первый строительный объект, я вернулась к нему как писатель – «Шоколадный домик» стал персонажем книжки «Киевские ведьмы. Принцесса Греза», а теперь я возвращаюсь к нему как поклонник.
– А что значит ваш первый строительный объект?
– Я много раз ломала свою жизнь о колено. Сначала в моей биографии было строительное СПТУ (моя первая профессия – лепщик-модельщик архитектурных деталей), театральный институт и параллельно – работа в реставрации. Поэтому и эта выставка, и любовь к Киеву не случайны: если бы у меня не было возможности своими руками прощупать лепку в таких зданиях, как «Дом с химерами» или «Шоколадный домик», не было бы и знакомства с уникальными объектами Киева. После театрального института последовала скандальная журналистка, затем – писательница. Возможно, это напоминает метания, но для меня все сходится в одну линию. Во-первых, я всегда делала то, что интересно, а во-вторых, каждая профессия помогала мне в следующей. Будущему писателю хорошо иметь много профессий.
– Нет ли, на ваш взгляд, в Харькове зданий с мистическим уклоном?
– С Харьковом у меня многое связано – это родной город мамы и бабушки, здесь у меня много друзей, здесь находится мое издательство. Но Харьков никогда не фигурировал в моих произведениях. В этот приезд я много гуляла по городу, видела необычные места и дома, заглядывала в подъезды и чуть ли не в замочные скважины. На улице Октябрьской революции, 2 я нашла дом, который может стать персонажем одного из моих романов.
– Сложно ли быть Ладой Лузиной?
– Мне кажется, несложно. Я из тех людей, которые по мере возможности делают в жизни исключительно то, чегго хотят. Безусловно, я ощущаю по этому поводу серьезный прессинг окружающих, но быть самой собой и делать то, чего я хочу в данный момент, – для меня единственно комфортная позиция. Я могу себе это позволить. Потому что я нашла людей, которые принимают меня любой: и в рваных штанах, и в красивом платье с блестками. Потому что у меня нет детей, которые тоже делают человека зависимым, и потому, что я финансово независима. У меня полтора года была творческая депрессия. Книжки не писались, и я стала заниматься чем попало: сажала сад, делала ремонт. Потом я поняла, что время от времени нужно делать себе «чистку». Если организм не пишет – значит, в нем что-то начало буксовать. Эта депрессия начиналась как зло, а закончилась как благо. Я поняла, что раньше не успевала жить: жила от проекта к проекту, от книжки к книжке. Между тем есть тысяча дел, о которых мечтаешь много лет: куда-то съездить, начать рисовать или посадить сад. Но ты ничего не успеваешь, и если будешь продолжать так жить и дальше – мечты останутся мечтами. Я пересмотрела свою жизнь и поняла, что это была правильная депрессия. Последние несколько лет у меня был домашний период: писала книги, мне не хотелось никуда выходить, тусоваться. Зато сейчас у меня наступил шляпно-одежный период. Я могу себе позволить менять свою жизнь, поэтому быть Ладой Лузиной очень кайфово.
– Несколько лет назад вы вышли замуж и признались, что стали счастливой клушей. Клуша очень мешает Ладе Лузиной писать?
– Клуша тормозит Ладу Лузину, но, с другой стороны, она дает возможность быть счастливой: жить, а не только работать. Был период, когда я была законченным трудоголиком: кроме работы меня ничто не интересовало, и я работала без выходных. Меня ужасно злило, что существуют суббота и воскресенье. Я не понимала, зачем вообще нужны праздники: мне казалось, их придумали ленивые люди. А сейчас в моей жизни все распределено: есть рабочие, семейные, хозяйственные дни. Я стала спокойнее и счастливее.
– В книге «В зеркале скандальной журналистики» вы основательно прошлись по многим кино- и шоузвездам, поведав о них далеко не стерильные истории. Вероятно, вы нажили себе немало врагов?
– Наверное, люди, которым в образе скандальной журналистки я причинила много неприятных эмоций, хотели бы, чтобы я по жизни была наказана. Но должна их разочаровать: я не наказана. Я считаю этот период очень веселым. Я его уже переросла, но он очень многое мне дал как писателю: умение писать, массу фактажа, раскрученное имя. К сожалению, в нашей стране в литературный бизнес сложно пробиться, будучи никому не известным. Мне повезло: я пришла в литературу уже популярным персонажем, поэтому с первой книжки с покупательской, продажной точки зрения все складывалось хорошо. А что касается отношений со звездами, о которых я писала, как ни странно, в жизни все устроено по законам шоу-бизнеса. Многие женщины ошибаются, думая: «Если я буду очень милая и замечательная – у меня будет хороший муж». Черта с два: лучшие мужья почему-то достаются стервам и истеричкам: они умеют свое схватить и откусить. То же и в шоу-бизнесе. Журналисты думают: если они пишут об артистах хорошо – артисты их любят и ценят, а если плохо – обходят стороной. Все не так: артисты склонны к мазохизму. Если ты пишешь о них плохо – они пытаются с тобой подружиться, посмотреть тебе в глаза, понять, почему ты так плохо о них сказал. Очень часто люди, о которых ты плохо написал, становятся твоими друзьями. А если о них пишешь хорошо – это никому не интересно. Возможно, в этом есть что-то обидное и для хороших жен, и для журналистов, которые пишут позитивные материалы, но нередко для того, чтобы на тебя обратили внимание, нужно, условно говоря, дать кому-то в глаз.
– На днях в Харькове стартует еще один ваш проект?
– 25 апреля в Харьковской муниципальной галерее состоится презентация нашей совместной с Сергеем Жаданом книги «Палата № 7». Для этой книги мы писали по отдельности. И два автора, которых сложно представить вместе, оказались под одной обложкой. Книга Сергея Жадана называется «И мама прятала это в волосах», моя – «Одуванчики». Любопытно то, что у нас есть пересекающиеся персонажи и место действия – палата № 7, куда попадают его и мои персонажи. И тема одна и та же: жизнь и смерть, отцы и дети, возрастные проблемы, неумение высказать свои чувства и понять чувства окружающих.