23 апреля исполняется 95 лет со дня рождения известного советского футболиста и тренера Александра Пономарева.

Харьковские любители футбола помнят, как в 1961 году он привел «Авангард» на шестое место – самое высокое для клубных команд нашего города в чемпионатах СССР. В этом году будет  еще одна дата: 7 июня исполнится 40 лет, как Александр Семенович ушел из жизни.

Уроженец Донбасса Александр Пономарев начал свою карьеру игрока в 1933 году в юношеской команде горловского «Динамо», а завершил в 1952-м  в донецком «Шахтере». В октябре 1936-го футбольные пути-дороги впервые привели талантливого форварда в Харьков. Пономарь, как называли его болельщики, провел два матча за харьковский «Спартак». Но звездным часом для футболиста стали выступления в московском  «Торпедо» в 1945–1950 годах.

Кандидатуру Пономарева согласовывали с обкомом партии


В 1952 году Александр Семенович завершил игровую карьеру, окончил школу тренеров при Центральном институте физкультуры в Москве и вернулся в «Шахтер» старшим тренером, где и проработал до 1956-го. До прихода в харьковский «Авангард» он успел также поработать в 1957--1958 гг. тренером юношеской сборной СССР.

– В 1960 году, после структурных реформ в отечественном футболе , «Авангарду» предоставили место в числе 22 клубов высшей лиги, – вспоминает мастер спорта СССР, бывший игрок «Авангарда» Евгений Панфилов. – Возникла необходимость усиления руководства команды — ведь играть предстояло с фаворитами отечественного футбола. Тренер «Авангарда» Виталий Зуб, который тогда в 31 год был самым молодым тренером высшего эшелона, понимал, что ему будет сложно. Он согласовал с обкомом партии и руководством завода имени Малышева, который тогда курировал команду, кандидатуру Александра Пономарева и поехал к нему в Москву для переговоров. И вот на одной из первых зимних тренировок Виталий  Никитович представил нам, игрокам команды, 41-летнего заслуженного мастера спорта легендарного Пономарева. Кстати, у них обоих, помимо футбола, была еще одна общая страсть – бильярд.

С футболистами работали специалисты разных профилей


Евгений Панфилов отмечает такие качества Пономарева, как высочайшая культура и требовательность в учебно-тренировочном процессе.

– Мы тогда первыми проводили по три тренировки в день. Чтобы заложить прочный фундамент, тренера пригласили поработать с командой специалистов другого профиля — легкоатлетов, акробатов. Александр Семенович настаивал, чтобы на поле была железная дисциплина и каждый знал свой маневр. Забить нам гол было почти невозможно, а если мы забивали первыми — выигрыш был почти обеспечен, – рассказывает Евгений Панфилов.

Тренер не терпел несправедливости


Александр Семенович, как и большинство его коллег по тренерскому ремеслу, очень эмоционально реагировал на то, что происходило на поле.

– Был однажды такой эпизод, – вспоминает Евгений Панфилов. – Играли мы в Москве с «Торпедо», и Клим Хачатуров обыграл четверых торпедовцев, но вместо того чтобы отдать голевую передачу партнеру, пробил сам – и неудачно. В перерыве Пономарев в раздевалке чуть табурет о него не разбил.

Отмечают ветераны футбола и то, что Александр Семенович был крайне нетерпим к несправедливости.

– Играли мы с московским «Торпедо», вели 1:0, – вспоминает другой бывший игрок «Авангарда», мастер спорта СССР Станислав Костюк. –  Незадолго до конца матча москвичи провели атаку, и кто-то из нападающих пробил по воротам и попал нашему игроку в лицо — на нем аж появилось пятно. А судья назначил пенальти, посчитав, что была игра рукой. Пенальти забили, и матч завершился со счетом 1:1, а после его окончания Александр Семенович был готов ворваться в судейскую и набить судье морду.

Секрет успеха


За обостренное чувство справедливости, а также за человечное отношение к футболистам Пономарева любили его подопечные.

– Для меня он был отец родной, – говорит Станислав Костюк. – К Александру Семеновичу всегда можно было обратиться со своими проблемами, и он всегда был готов выслушать и помочь. А установка на игры у него была короткой. Сначала он приглашал к себе вратаря, защитников и полузащитников, клал на пол схему и показывал тактические комбинации. Затем приглашал нападающих и также показывал им схему. А перед самым началом игры в раздевалке собиралась вся команда, и 5--10 минут проводилась общая установка на игру.

– Пономарев сумел наладить полное взаимопонимание в коллективе, настроить на игру, – отмечает Евгений Панфилов. – Требовательность к нам повышалась не только на играх, но и на тренировках, и мы все увидели, какие это дает плоды. Верили в себя, чего раньше не было, а тем, кто не умел работать с полной отдачей, нарушал дисциплину, из команды уходили. «Авангард» на фоне других команд выделялся отменной физической подготовкой, а в стремлении  победить превосходил всех в подгруппе. Команда могла похвалиться дружной готовностью вести борьбу с предельным волевым напряжением от первой до последней минуты матча. В этом и был секрет того успеха, которого мы достигли в 1961 году, заняв шестое место. И каждому было ясно, что эти завидные качества сами собой не появились. Они были великолепным плодом упорного труда тренерского тандема – Александра Семеновича Пономарева и Виталия Никитовича Зуба.

Он ушел слишком рано


– После окончания работы в Харькове Александр Семенович сохранял с нами связь, – говорит Станислав Костюк. – Когда я приезжал в Москву, часто бывал у него дома, общался и с супругой Тамарой Генриховной, и с дочерьми Ириной и Натальей. К сожалению, Александр Семенович ушел из жизни рано — в 55 лет (сказались последствия язвенной болезни желудка). Он похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.