В ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС участвовали люди самых разных специальностей.

В 27-ю годовщину техногенной катастрофы о своей командировке в зону «Вечернему Харькову» рассказал ветеран милиции, а в те годы –  майор УМВД ГАИ области Михаил Татаринцев.

Сводный отряд УВД Харьковской области из 200 человек в июне 1986 года отправился работать в 30-километровую Чернобыльскую зону. В его составе было 50 сотрудников ПС ГАИ, 50 участковых милиционеров, столько же работников ведомственной охраны и другие специалисты.

Был приказ!


 На вопрос, мог ли он отказаться от участия в опасной командировке, Михаил Федотович только качает головой. Дескать, даже представляя последствия пребывания в отравленной зоне, отказаться никто не мог.

– Тогда вопрос стоял серьезно, был приказ, и мы должны были его выполнять, –  отмечает ветеран милиции. – Тем более что замкомбата по политчасти должен быть примером во всем.

По сути, они отправлялись в неизвестность, в Харькове ждать главу семейства остались жена и 11-летний сын.

6 июня пять автобусов с харьковскими ликвидаторами в погонах прибыли в Иванковский район с. Сидоровичи. Правоохранители должны были обеспечивать общественный порядок в зоне отчуждения, включая Припять. Инспекторы ДПС отвечали за безопасность транспортного движения, в том числе за обеспечение бесперебойной доставки груза к месту аварии. Михаил Федотович вспоминает, что патрульные стояли от въезда в зону до самой АЭС, к которой одна за другой подъезжали грузовики с металлом, песком, цементом, арматурой и прочими материалами, необходимыми для строительства саркофага. При этом многие водители, работающие в зоне, были уверены, что уберечься от радиации им поможет... алкоголь, отмечает ликвидатор.

Также работникам ГАИ приходилось препятствовать выезду из зараженной местности водителей на частных транспортных средствах. Запрещено было пропускать жителей и обратно в зону. А милиционеры оберегали от мародеров имущество выехавших граждан. Причем некоторые из мародеров и спекулянтов прилично наживались на общей беде. К примеру, были задержаны расхитители, которые «наторговали» на 45 тыс. руб. (по тем временам огромная сумма). Всего за месяц в 30-километровой зоне специалисты сводного отряда задержали 350 правонарушителей, в основном за хулиганство и воровство.

Поддерживали боевой дух творчеством


Работали милиционеры круглосуточно, через четыре часа сменяя друг друга.

– Однажды, когда раздавали наряды, выяснилось, что несколько человек заболели, и на одном посту некем было заменить дежурившего сотрудника, –  рассказывает ветеран ГАИ. – Без замены оказался старшина Доценко. Узнав, что смены не будет, он лишь ответил: «Тогда я возвращаюсь на пост, ведь дежурить кому-то надо».

Чтобы поддерживать боевой дух, ликвидаторы-милиционеры по собственной инициативе организовали концерт для местных жителей села Федоровичи. Выступать аматорам пришлось в вестибюле ДК, так как непосредственно в зале клуба жили командированные.

По возвращении на родину все ликвидаторы заметили ухудшение здоровья.

–  Когда мы находились там, все время было ощущение, будто у тебя повышенная температура, у некоторых появились проблемы с давлением, пропадал голос, – вспоминает Михаил Федотович. – Этот месяц навсегда подорвал здоровье ликвидаторов, сегодня многих из них нет в живых.

Замкомандира сводного отряда правоохранителей области за участие в ликвидации последствий катастрофы в Чернобыле был награжден нагрудным знаком «За отличную службу в МВД», на разных должностях он прослужил в ГАИ, уйдя на пенсию в звании полковника. Но и сегодня Михаил Татаринцев в строю: в должности зампредседателя управления ассоциации чернобыльцев УВД в Харьковской области продолжает заниматься проблемами ликвидаторов.

– В годовщину аварии на ЧАЭС желаю сослуживцам оптимизма, здоровья, благополучия в семьях и не опускать руки в любых ситуациях, – подчеркивает ветеран ГАИ.